Корреспондент Caravan.kz побеседовала с участниками конференции FOC 2025 и выяснила, сохранится ли цена на подсолнечное масло.
Если бы в Казахстане вручали аграрный «Оскар», подсолнечник точно бы стоял на сцене с золотой статуэткой. И посевные площади в росте и экспортные поставки. О том, как скромная масличная культура превращается в валютный актив, рассказал председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов в ходе конференции FOC 2025. А заодно напомнил, что в отрасли всё-таки есть одна маленькая, но болезненная проблема.
Фото - пресс-служба Национальной ассоциации переработчиков масличных культур
Подсолнечник пошёл в рост, счет в валюте - тоже
По словам председателя ассоциации, если где-то в Казахстане и наблюдается стабильный рост, так это на полях с подсолнечником. За последние пять лет посевные площади этой культуры в Казахстане выросли в 1,5 раза (в 2021 году было засеяно 958 тыс. га, в 2025 году – 1480 тыс. га) и в ближайшие три года могут достигнуть двух миллионов гектаров.
Эти огромные желтоголовые растения тянутся не просто к солнцу, но и к валютной выручке. За прошлый сезон страна заработала на масле и шроте 562 миллиона долларов. Ещё пять лет назад было в два с половиной раза меньше. Среди основных покупателей - Китай, страны ЕС, Ближний Восток, Иран. Центральная Азия — это рынок, где казахстанское масло уже стало своим. По словам Ядыкара Ибрагимова, в этом регионе мы заметно потеснили российские поставки. Например, в Таджикистане ещё в 2017 году доля казахстанского растительного масла составляла 15 %, сейчас — 74 %. В Узбекистане была 13 %, стала – 56 %. В текущем сезоне наши маслозаводы начали поставки в Туркменистан и рассчитывают занять там не менее половины рынка.
А теперь - внимание! За последние 2 сезона экспорт растительных масел и шрота в Китай вырос в 3,5 раза и составил 275 тысяч тонн. Это, на секундочку, огромный рынок с очень жёстким таможенным контролем. Если масло плохое, то китайцы его просто разворачивают. Так что рост наших поставок в Поднебесную — это не просто про объёмы, а про качество, которое мы подтвердили на практике.
А ещё шрот пошёл в ЕС. Да-да, Европа теперь кормит своих животных казахстанским протеином. И Казахстан уже входит в топ-3 мировых поставщиков подсолнечного шрота.
Что дальше? Есть амбициозная цель, но вполне реальная: довести экспорт масложировой продукции до 2 миллиардов долларов. Это в 3,5 раза больше текущего уровня. Впрочем, если учесть, что, по прогнозам Всемирного банка, население Средней Азии будет расти, а собственное производство у соседей плохо развивается в силу климатических условий, то шансы есть.
В Казахстане, как говорят учёные, до 17 % пашни пригодны под масличные. Мы используем около 3 %.
Ценовая планка: защита потребителя или капкан для отрасли?
В общем, пространства - завались. Условия есть. Казалось бы, всё идёт как по маслу. Но есть одна маленькая проблема — ценовой порог на внутреннем рынке. По договоренности с министерством торговли подсолнечное масло нельзя продавать дороже 750 тенге за литр. Порог социальный, фиксированный, почти священный. Ядыкар Ибрагимов намекнул, что он, конечно, понимает важность стабильных цен, но у производителей этот потолок уже вызывает вопросы. Особенно на фоне роста цен на логистику, электроэнергию и сырьё.
— Держать цены, безусловно, непросто. Всё дорожает: и энергия, и упаковка, и транспорт. Но социальная ответственность тоже нужна. В 2023 году мы подписали меморандум о том, что цена не превысит 750 тенге за литр. И в 2024 году сохранили этот порог. Уже два с половиной года цена остаётся неизменной.
– Но предельная цена установлена до ноября 2025 года. Что будет потом?
— Будем смотреть по ситуации. Резкого скачка не будет. Мы не допустим шоковых изменений для внутреннего рынка. Нам важно сохранить предсказуемость и доверие. Конечно, если будут объективные причины, они будут учтены, но никаких резких движений не планируем.
Минторг - за диалог, рынок - за предсказуемость
С этим согласна и первый вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова. По её словам, проблема, действительно, назрела. Семечка, из которой делают масло, с прошлого года подорожала со 170–190 до 230–250 тысяч тенге за тонну. А это, на минуточку, до 80 % всей себестоимости продукта.
— Именно поэтому нас, как представителей государства, пригласили на эту конференцию, чтобы мы услышали и признали то, что дорожает и сырьё, и переработка. Но мы тоже не стоим в стороне. Вывели производителей на экспорт, оказываем всяческую поддержку, в результате экспортные поставки выросли в пять раз. Кроме того, ввели 20-процентную экспортную пошлину на семечку, чтобы сырьё оставалось в стране, а не вывозилось. Сейчас мы внимательно следим за динамикой и за тем, как будут вести себя крестьянские хозяйства и переработчики.
Мы предлагали ассоциации схему форвардных закупок. Суть в том, чтобы переработчики заранее выкупали у фермеров семечку по фиксированной цене и объёму. Тогда аграрии будут сеять под конкретный заказ, а не действовать наугад. Это обеспечит стабильность производства масла и предсказуемость на рынке. Не придётся каждый сезон ломать голову, купят семечку или нет, а если купят, то по какой цене.
Ассоциация переработчиков большая, на конференции собрались 80 % игроков рынка, самое время выстраивать прямой диалог с крестьянскими хозяйствами. Если нужна помощь государства, то мы готовы подключиться к переговорам…
Что касается заветных 750 тенге, то, по словам Айжан Бижановой, вопрос не закрыт.
— Да, сейчас мы рассматриваем разные варианты. Мы запросили у переработчиков полную финансовую отчётность, чтобы понять, как формируется себестоимость. Если подтвердится, что 750 тенге — это ниже себестоимости и производителям уже невыгодно работать по этой цене, конечно, мы будем её пересматривать. Но резкого скачка не будет. Мы внимательно отслеживаем ситуацию, сотрудничаем с Комитетом государственных доходов, видим, по каким ценам производители реализуют масло трейдерам и торговым сетям. Нас не обманешь. К тому же, по словам Ядыкара Ибрагимова, в начале ноября планируется запуск двух новых заводов. Это увеличит предложение на рынке, а значит, и цена должна стабилизироваться. За счёт объёмов мы сможем закрыть потребности внутреннего рынка. А за счёт экспорта производители могут заработать. Если поставки в другие страны будут расти, то у производителей будет возможность проявить социальную ответственность и удержать цену внутри страны.
Сейчас в воздухе висит один вопрос: а хватит ли терпения у бизнеса до ноября 2025 года? Экспорт масла и шрота – это, конечно, важно. Но ещё важнее справедливые правила игры. Желательно такие, где ни фермеру, ни переработчику, ни потребителю не приходилось бы гадать, что будет завтра.