Как бордюры поднимают экономику?

По предварительным данным Бюро национальной статистики (БНС), валовой внутренний продукт Казахстана за январь–май 2025 года вырос на 6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой результат стал возможен благодаря ускорению темпов в ключевых отраслях – от промышленности и строительства до торговли, транспорта и связи, пишет пресс-служба министерства национальной экономики. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

6 % - очень большой показатель. Среди государств G20 в топ-5 стран по темпам роста ВВП в 2024 году вошли Индия (6,8 %), Индонезия (5,1 %), Китай (4,9 %), Россия (3,9 %) и Турция (3,5 %). Экономика США прибавила 2,8 %. 

В Кыргызстане ВВП за прошлый год вырос на 9 %. Узбекистан вырос на 6,5 %.

Так что наши 6 % - очень неплохой результат.

Другое дело - за счет чего происходит рост? И что это дает обычным казахстанцам?

Прежде всего надо понять в каких отраслях произошел рост.

По данным БНС, самый большой рост произошел в транспорте – 23,1 %, инвестициях в основной капитал (18,2 %) и строительстве (15,4 %). Это драйверы роста экономики.

Также выросли торговля (7,8 %), промышленность (6,4 %) и сельское хозяйство (4 %).

Рост транспорта - во многом результат роста грузового железнодорожного транспорта (+17 %) и транспортировки по трубопроводу (+13,8 %). Первое – это в основном рост грузоперевозок КТЖ, который активно развивает транзит через Казахстан. Второе – рост перевозок нефти и газа. В обоих случаях этот рост был начат еще в прошлом, 2024-м, году.

При этом холдинг «Самрук-Казына» в прошлом году не показывал выдающихся финансовых результатов. А «Казахстан темиржолы» не может вылезти из череды скандалов, связанных с его финансовым положением.

Инвестиции в основной капитал выросли на 18,2 %. Рост обеспечили вложения в транспортную, производственную и социальную инфраструктуру, а также в оборудование и новые промышленные объекты. Что стоит за этим ростом?

По данным статистики, в январе-апреле 2025 года объем инвестиций в основной капитал составил 4,4 трлн тенге. Это на 13,7 % больше, чем в январе-апреле 2024 года.

Открываем портал Бюро национальной статистики и читаем отчет об инвестициях в основной капитал за январь-апрель 2025 года.

«Преобладающими источниками финансирования инвестиций остаются собственные средства хозяйствующих субъектов, объем которых в январе-апреле 2025 года составил 2,9 трлн тенге, или 66,2 % от объема. Бюджетные средства составили 22,1 %, при этом по сравнению с январем-апрелем 2024 года увеличились в 3 раза (!). Доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики в общем объеме инвестиций в основной капитал занимает 3,5 %», - говорится в сообщении бюро.

В переводе на простой язык это звучит так: главным финансистам экономики – банкам – невыгодно давать кредиты промышленным и другим предприятиям, которые производят реальные товары. Ставка рефинансирования настолько велика, что ставка по кредитам не ниже 22 %. А это уже запредельно для промышленности и села. Поэтому кредиты проще выдавать тем, у кого быстрая оборачиваемость. Это торговля.

И второе: государство увеличило вливания в основной капитал в три раза. Это самый простой и, это главное, быстрый способ увеличить размер экономики с точки зрения любого министра или акима. Деньги идут на строительство инфраструктуры прежде всего. Это дороги (и бордюры), мосты, мелиорация, аэропорты, строительство домов, школ, больниц, торговых центров, системы энергетики, водоснабжения, канализация. Главное, чтобы считать размер экономики через затраты.

И это при бюджетном кризисе в Казахстане, который признают и сами министры.

В данных от министерства экономики как раз видно, что деньги уходят в инфраструктуру и общественный сектор.

«Если включить инвестиции квазигосударственного сектора, то доля публичных капиталовложений может существенно превышать половину совокупных инвестиций. Это подтверждает: ключевой инвестор в экономике по-прежнему государство», - пишет телеграм-канал Tengenomika.

У такого роста есть один минус: он одноразовый. Школу нельзя построить дважды, растянув эффект роста экономики региона на два-три года. Надо строить новую школу. Как и дорогу, и мост, и больницу. Это значит - надо тратить новые деньги из бюджета. И так каждый год.

Но можно их ремонтировать каждый год. Здесь кроется секрет строительства плохих дорог и замены хороших бордюров на красивые: для статистики это выглядит как рост экономики.

То, что инвестиции в экономику идут не туда, говорят и цифры роста производящих секторов экономики. Промышленное производство прибавило 6,4 %. Сельское хозяйство выросло на 4 %.

А вот торговля – непроизводящий сектор экономики – выросла на 7,8 %. Хотя, казалось бы, куда расти торговле? Нет, место еще есть. Потребление тоже может быть точкой роста. Как это уже было в стране в нулевых.

«Правительство продолжает держать под личным контролем реализацию поручений президента по обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны», - заканчивает публикацию министерство экономики. Это просто самое худшее признание государственного органа.

Ручной режим для управления экономики правительство применяет во время кризиса. Последние лет двадцать министры постоянно используют этот оборот. И обесценивают свою работу. Так они признают, что в стране постоянный кризис, а они не могут вывести страну из него.

Могли бы сделать лучше? Да, могли бы. Но для этого надо менять всю экономическую политику государства: затянуть пояса, следить за эффективностью бюджетных денег, стимулировать предпринимательство, строить средний класс, учить людей, повышать производительность труда, заставлять предприятия повышать добавочный продукт, отходить от экспорта сырья. Это будет тяжело и непопулярно у населения. Но деваться некуда. Мы уже сидим в постоянном кризисе.