В противном случае стране грозит новый скачок инфляции, сообщает Caravan.kz.
«7 марта были повышены тарифы на экспортные транзитные перевозки. И с 1 апреля ожидается повышение тарифов на перевозки внутри Казахстана. Сейчас наши казахстанские компании не могут продать свою продукцию. Больнее всего рост тарифов ударил по экспорту зерна и угля. Эти товары уже не проходят по цене на внешнем рынке», — рассказал директор экспедиторской компании Minsulu groupe Кайрат Бегимбетов.
«Это не только наша проблема. Через месяц это повышение тарифов отразится на всех через рост цен. Многие импортные товары завозятся железной дорогой», — уверен экспедитор.
Размеры нашей страны сыграли злую шутку: влияние КТЖ на экономику Казахстана слишком большое. По данным БНС, железные дороги перевозят 41 % всех грузов Казахстана. Это значит, что никакой другой вид транспорта не сможет его заменить. Фактически это монополист, который может диктовать условия всем, если его не возьмут под контроль антимонопольные органы.
«Так, услуга по провозу по РК выросла более чем в 2 раза. К примеру, цена отправки одного вагона со ст. Шыганак до ст. Болашак эксп. поднялась с 512 тыс. до 1 млн тенге. Отправка до ст. Сарыагаш выросла со 187 тыс. до 390 тыс. тенге. И так произошло повсеместно. В прошлых 2023-2024 гг. КТЖ каждые 3 месяца поднимала цены на перевозки, но они были хотя бы в разумных пределах. Сейчас же цены выросли в 2, а в некоторых моментах и в 3 раза, что привело к частичной или же к полной остановке отгрузок в большинстве компаний, в связи с пересчетом тарифных ставок.
Также, по информации, с апреля месяца т.г. обещают повышение услуг локомотивной тяги, что приведет опять к дополнительным затратам для грузоотправителей», — говорится в письме, направленном в правительство РК.
Надо отметить, что рост тарифов отразится прежде всего на самых массовых товарах, таких как продовольствие, топливо, строительные материалы, руда, металлы, автомобили, топливо, пластик, химия.
Большую часть товаров с высокой добавленной стоимостью ввозят в страну автотранспортом. Лекарства, например, или электронику. Поэтому на их ценах это отразится не так сильно.
ТОО «Хлебобараночный комбинат «Аксай» уже направил своим партнерам письмо, где сообщил, что повышает цены на свою продукцию.
Также под вопросом оказались поставки угля и зерновых.
Представитель зернового трейдера ТОО «ASG holding» сообщил, что в апреле компании надо будет отгружать груз — пшеницу — на порт Актау. Но с новыми ставками компания уходит в минус.
Представитель одной из транспортных компаний из Караганды сообщил, что «большинство их контрактов пойдет на закрытие, так как они заложили в договорах старые тарифы».
Под вопросом поставки сжиженного газа в Алматы и Восточный Казахстан. Эти регионы находятся слишком далеко от НПЗ, и единственный способ доставить газ – по железной дороге. Но газовики жестко ограничены со всех сторон: оптовую и предельную розничную цену устанавливают АРЕМ и минэнерго. Разница между ценами – это всё расходы газовиков: доставка, хранение, аренда земли для газонаполнительных станций, зарплата персонала и обеспечение безопасности. Резкое увеличение расходов на логистику сделало этот бизнес убыточным. Самым разумным для таких предприятий было бы сокращение объёмов продаж, чтобы не так быстро терять деньги. Но это сработает, если только все компании в одном регионе пойдут на сокращение продаж одновременно.
«Мы хотели вывезти в Саудовскую Аравию чечевицу из Казахстана. Но оказалось, что нам выгоднее привезти покупателю мексиканскую чечевицу. Только из-за высоких транспортных расходов», — рассказал Кайрат Бегимбетов.
Особенно транспортников возмущает то, что КТЖ повышает свои тарифы внезапно, без объяснения причин и не идет ни на какой контакт со своими партнерами. Единственное — национальная компания сообщает, что рост тарифов связан с необходимостью развития инфраструктуры, обновления подвижного парка и повышением заработной платы своим сотрудникам. Но все это прямые функциональные обязанности КТЖ, которые надо решать регулярно. И решать их можно без такого резкого повышения тарифов. Прежде всего через грамотное управление.
Письмо в правительство готовы подписать более 100 компаний и две ассоциации – экспедиторов и экспортеров. Предприниматели просят организовать круглый стол для обсуждения этой проблемы.