Прочитала и прослезилась. В общем, как обычно: идея была хорошая, исполнение сомнительное. Вместо системного решения — странные зигзаги, нелогичные развязки, пробки и головная боль как для водителей, так и для бизнеса, расположившегося вдоль дороги. В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
BRT или полоса отчуждения?
На словах всё звучало красиво. Отдельная полоса для общественного транспорта, пешеходные переходы, велодорожки. Но когда дело дошло до деталей, стало как-то тревожно.
Например, в районе улиц Павленко и Боткина автобусам придётся резко перестраиваться из правого ряда в левый, чтобы продолжить движение по разделителю. Этот участок короткий (около 50 метров) и перестроение на фоне плотного трафика и двух оставшихся полос для авто может парализовать движение.
На улице Гончарова для авто остаётся только две полосы до улицы Крылова. При этом автобусы заберут часть обочины, а пешеходные потоки будут пересекать проезжую часть. Все это очень напоминает ситуацию на улице Тимирязева. Там тоже сузили проезжую часть ради общественного транспорта. Что в итоге? В часы пик машины ползут друг за другом гуськом, нервничают, сигналят, а у особо впечатлительных водителей случаются приступы клаустрофобии.
Перекрёсток Отеген батыра уже сейчас не самый приятный. А когда туда добавят BRT, то автобусная полоса будет резко уходить на край проезжей части. В итоге автобусы и автомобили будут конкурировать за полосу. Все это приведет к транспортному хаосу, особенно в вечернее время.
Самый каверзный участок за моллом «Апорт». Там автобусы будут делать разворот с одной стороны проспекта на другую, при этом меняя направление движения прямо на развязке. То есть конфликт автобусных и автомобильных потоков неизбежен, различные нарушения — тоже. Дорожные инспекторы уже потирают руки.
Еще одна большая проблема — прерывистость полос. Водитель будет то ехать рядом с автобусной полосой, то резко упираться в сужение. Это тоже синдром Тимирязева: автобусы вроде бы стали двигаться немного шустрее, а вот весь остальной транспорт просто встал.
Получается, на Райымбека конфликтных точек станет больше, пробки будут длиннее, воздух чище точно не станет, а вот нервы у водителей будут сдавать чаще.
Автобусы пойдут быстрее, машины — встанут
«Мне сложно что-то комментировать. Но, как автомобилист, я стараюсь не ездить по Тимирязева в часы пик. Зато пассажиры общественного транспорта, думаю, довольны. Возможно, для BRT нужно расширять дороги. Только земли для расширения в Алматы, увы, нет», — отметил председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Его лаконичная формулировка отражает главный парадокс: автобусы, может, и будут ехать быстрее, но другие машины встанут. С этим согласен и Кирилл Иванцов, водитель с 15-летним стажем и неравнодушный житель Алматы, который не молчит, когда дело касается городских дорог. В 2017 году он выступал за замену «винтажных» железных заборов на бетонные отбойники вдоль скоростных трасс, таких как ВОАД и Аль-Фараби. Кирилл Иванцов считает, что BRT не решит транспортную проблему Алматы.
«Если говорить глобально, все эти попытки решить транспортную проблему Алматы через БРТ, развязки и прочие локальные меры вряд ли приведут к результату. Количество автомобилей растёт стремительно, особенно за счёт тех, кто ежедневно въезжает в город из пригородов. И здесь важно понимать, что ограничивать им доступ в город — это не просто спорная идея, а предложение, которое противоречит закону. По Конституции нельзя ограничивать передвижение граждан. И попытки ввести какие-то парковки на въездах и пересадку всех на общественный транспорт — это, мягко говоря, утопия. Где эти парковки? Сколько для них нужно автобусов? Как это всё должно работать, никто внятно не объясняет», — негодует он.
По мнению Кирилла Иванцова, реальное решение — это рельсовый транспорт, то есть электрички и метро.
«Во-первых, электричка. Она быстрая, удобная для того, чтобы добираться из пригородов до вокзалов в черте города. Запустить электрички до Каскелена и Талгара — это вполне реально. Раньше была линия до Кунаева, почему бы её не возобновить? Тогда люди смогут добираться до Алматы на поезде, а дальше пересаживаться на метро. Это и комфортно, и логично.
Во-вторых, само метро нужно развивать активнее. Были же планы продлить ветку до аэропорта, протянуть линию по Райымбека и дальше вдоль Сейфуллина, построить ветку в сторону Парка Президента. Такие проекты действительно решают проблему. Люди пересаживаются на метро, потому что это быстрее и выгоднее, чем ехать на машине. Я сам бы с удовольствием оставлял машину и ездил на метро. Это дешевле, экономит ресурс машины, да и второй автомобиль в семье становится не нужен»
Он также предлагает компромиссное решение: пустить по полосам BRT брендированные такси, как это сделали в Москве. Тогда человек, готовый платить за комфорт, сможет доехать быстрее, а нагрузка на автобусы снизится.
«То, что сделали на Тимирязева, показательно, — говорит он. — Полоса для общественного транспорта есть, но автобусы идут не намного быстрее. Да и самого общественного транспорта не хватает. Люди едут в переполненных автобусах, как сельди в банке. Зато машины стоят в пробке. То же самое грозит и проспекту Райымбека, если не подойти к проекту системно».
Тормозной путь для бизнеса
С появлением BRT на Райымбека станет невозможно припарковаться у магазина, аптеки, кафе или офиса. Если раньше можно было съехать на обочину, быстро перекусить или отовариться, теперь автомобилисты будут проезжать мимо и искать, где хотя бы на минуту остановиться. А таких мест, судя по проекту, скоро вообще не останется.
Например, на участке от Сейфуллина до Ахрименко к магазинам и СТО, расположенным вдоль дороги, невозможно будет подъехать.
В районе улиц Павленко — Боткина — Гончарова автобусная полоса съест крайний правый ряд, который нередко использовался для стоянки.
Ситуация может особенно обостриться в местах с плотным движением: ТРЦ «Максима», рынки «Алтын Орда», «Барлык». Там каждая минута парковки — это момент прибыли для бизнеса. А теперь эти моменты уйдут вместе с парковочными карманами. В Алматы это работает именно так.
Вспомним все ту же улицу Тимирязева. Дорогу сузили, сократили парковки, и бизнес стал нести убытки. Теперь тот же сценарий может развернуться и на Райымбека. Только масштаб больше и последствия больнее.
По словам заместителя директора Палаты предпринимателей «Атамекен» по Алматы Мейрамбека Каныбекова, проблемы, связанные с BRT, — это лишь часть более широкой картины. Последние месяцы город активно перекраивают. Ведутся масштабные дорожные работы, которые создают неудобства не только для водителей и пешеходов, но и для бизнеса. Особенно тяжело приходится тем предпринимателям, чьи магазины, аптеки, кафе и СТО находятся вдоль крупных улиц. К их объектам стало не только трудно подъехать, а местами даже подойти пешком.
По словам Мейрамбека Каныбекова, в палату начали поступать жалобы от предпринимателей. Чтобы разобраться, юристы палаты изучают нормативные документы, на которые опирались городские власти. И вскоре на базе палаты пройдут рабочие слушания с участием представителей надзорных органов, где ситуация будет разбираться более подробно.
При этом заместитель директора палаты подчеркнул, что, даже если речь идёт о важных для города проектах, это не повод игнорировать права предпринимателей. Если у человека есть все документы на землю, и он ведёт бизнес честно, ни одна стройка не должна создавать для него непреодолимых препятствий.
В общем, пока одни рисуют идеальные схемы BRT на бумаге, другие с тревогой ждут, чем это обернётся для них. И боятся, что снова окажутся между автобусом и асфальтом.