Телевизионные войны, или Почему казахстанский болельщик не видит свой футбол - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+3 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Телевизионные войны, или Почему казахстанский болельщик не видит свой футбол

Телевизионные войны, или Почему казахстанский болельщик не видит свой футбол

С начала футбольного сезона минуло полтора месяца, а местного футбола на ТВ как не было, так и нет. Причина – владеющая правами на показ матчей Профессиональная футбольная лига (ПФЛК) и телевещатели по-прежнему не могут достичь компромисса в переговорах. И этот сериал может затянуться.

  • 19 Апреля 2018
  • 4915
Фото - Caravan.kz

Серия первая. Финансовая

Вопросы о трансляциях на новый сезон обсуждаются, как правило, не во время чемпионата, а до его начала. Однако эта зима, по сути, была потеряна. Вещатели и лига, кивая друг на друга, утверждают, что именно противоположная сторона стала виновницей затянувшегося старта переговоров.

Первая встреча с участием всех заинтересованных сторон состоялась 29 января. Тогда-то телевещатели – “QAZSPORT” и “Хабар” – узнали сумму, в которую лига оценивает права на матчи чемпионата Казахстана: 5 миллионов тенге за каждую игру.

Плюс телеканалам оставались коммерческие права по рекламе. Учитывая готовность “QAZ­SPORT” показать в сезоне 60 матчей, только покупка ТВ-прав обошлась бы телеканалу в 300 миллионов тенге. С учетом же затрат на производство трансляций – до 3 миллионов тенге каждая – сумма наберется немаленькая. Достаточно сказать, что права на показ чемпионата Испании, в котором играют “Реал”, “Барселона”, “Атлетико” и другие известные на весь мир клубы, обошлись “QAZSPORT” в разы дешевле.

Тогда ПФЛК пошла на уступки, предложив снижать цену (минимальный порог – 1 миллион тенге) в зависимости от статуса матча.

При этом правообладатель хотел, чтобы телевещатель показывал футбол не только из Астаны, Алматы, Шымкента или Павлодара, но и охватывал бы другие регионы. Если клубы хотят помимо гарантированного бюджета зарабатывать что-то сверху, то им нужны спонсоры. А успешность переговоров с ними напрямую зависит от частоты мелькания футболистов их команды на большом экране. Отечественный спортивный телебизнес: всё не как у людей

Впрочем, телевещатели не собирались платить ни 5 миллионов, ни 5 тысяч, ни 5 тенге. Эти деньги даже не закладывали в бюджет.

Телеканалы не могут взять в толк, почему государственный вещатель должен платить деньги из бюджета клубам, которые тоже живут исключительно на госсредства?

Предложение телеканалов следующее: бесплатные ТВ-права в обмен на съемку матчей и их показ с предоставлением лиге определенного рекламного времени. На этом и разошлись.

Серия вторая. Рекламная

Поняв, что реализовать права за живые деньги не получится, ПФЛК направила письмо-предложение, которое касалось исключительно рекламы. Вернее, ее объема в трансляциях. Чемпионат к тому времени уже начался, письмо датировано 12 марта.

Лига обязана выполнять спонсорские соглашения с компаниями – партнерами Казахстанской федерации футбола (КФФ). Среди обязательств – 3 минуты рекламных роликов за матч, размещение полупрозрачного логотипа спонсоров в углу экрана во время всей трансляции, всплывающие анимированные баннеры и т. д. Все это без проблем выполняет ПФЛК-ТВ – интернет-проект лиги.

Для телевещателей такие условия неприемлемы: согласно прайсу одного из телеканалов, утвержденному министерством, рекламная расходная стоимость каждой трансляции в этом случае превысит 20 миллионов тенге.

Республиканская телерадиокорпорация “Казахстан” готова в обмен на ТВ-права обеспечить 1,5 минуты рекламного времени в каждом из матчей, а также взять на себя все расходы, связанные с производством трансляций. На этом дело вновь застопорилось. Последняя на данный момент встреча, состоявшаяся пару недель назад, не изменила ничего…

Футбол уходит в Интернет

Так что пока казахстанский футбол болельщики могут наблюдать только на экранах своих мониторов. Его показывает ПФЛК-ТВ.

Да, интернет-телевидение удобно не каждому болельщику. Зато оно охватывает абсолютно все регионы Казахстана и показывает 100 процентов матчей.

Смотреть ПФЛК-ТВ можно в любой точке земного шара, поскольку лига не ставит так называемые геоблоки.

Технический уровень интернет-канала постепенно растет, он уже вещает в Full-HD, увеличивается число камер на трансляциях. Поэтому ПФЛК считает, что если ее телевидение может покрывать все регионы и стадионы, то лига вправе требовать это и от телеканалов.

К слову, в 2015 году ПФЛК уже вела переговоры с негосударственным кабельным телеканалом, который был готов взять ее интернет-сигнал и размещать матчи в своем эфире. В лиге не исключают такого сценария в будущем. Было бы желание телеканалов показывать казахстанский футбол.

26 лет в трубу

Между тем состояние стадионов, да и всей футбольной инфраструктуры в республике, не выдерживает критики. Из 12 клубов премьер-лиги только пять начали сезон на своих основных аренах, еще три играют на запасных полях или резервных стадиончиках, а четыре оставшиеся команды вообще ездят на домашние матчи в чужие города. К примеру, “Актобе” принимал “Кайрат” и “Тобол” в Шымкенте.

Посещаемость домашних матчей клубов премьер-лиги в 2017 году

О комфортных условиях для зрителей на наших стадионах даже мечтать не приходится. Оттого и не идут они на трибуны. Средняя посещаемость матчей нынешнего чемпионата, по официальным данным, составляет всего 3 607 человек на игре.

Приведу такой пример. В 2011 году, когда талдыкорганский “Жетысу” спорил с карагандинским “Шахтером” за первое место, “Хабар” транслировал чуть ли не все решающие домашние матчи семиреченцев. На стадионе, и так-то не шибко вместительном, противоположная телекамерам трибуна была пустой. Повторюсь, “Жетысу” претендовал на чемпионство, и, между прочим, это был единственный сезон, когда команда из Талдыкоргана завершила чемпионат в призовой тройке.

А теперь подумайте: как спортивному продюсеру убедить руководство телеканала в том, что футбол, на который болельщик не ходит, на самом деле очень важен для показа?

Выбор телевещателей в пользу Астаны, Алматы, Шымкента и Павлодара продиктован многими факторами. Среди них наличие хорошей техники для съемок и интереса со стороны местных болельщиков: в десятке самых посещаемых матчей сезона-2018 восемь – из этих городов (два других прошли в Петропавловске, а летом наверняка добавится Актобе). В каких регионах и почему хуже всего посещают футбольные матчи

В прошлом году в 20 самых топовых трансляций на “QAZSPORT” не вошел ни один матч с участием казахстанских футбольных клубов. Причем не только поединки отечественного чемпионата, но и еврокубковые встречи “Астаны”.

Футбол красив в телевизоре, когда в него играют высококлассные мастера на удобных стадионах. Ни второго, ни третьего у нас пока нет. Так откуда сейчас взяться первому?

Когда произойдут перемены к лучшему? Надеемся, что скоро. Как рассказали “КАРАВАНУ” в лиге, за последнее время новые газоны были уложены на стадионах Актобе, Атырау, Костаная, Петропавловска и Кокшетау. Приведено в порядок запасное поле стадиона в Кызылорде, а основное оснастят современным искусственным газоном с системой подогрева. Такие же планы в Караганде, Экибастузе и Актау.

Самые посещаемы матчи премьер-лиги в 2018 году

Футбольные власти начинают с полей. Дальше обещают взяться за остальную инфраструктуру. На дворе 2018-й. Чем же тогда занимались люди, отвечавшие за футбол прежние 26 лет, если сегодня приходится начинать чуть ли не с нуля?

Серия третья. Надеемся, заключительная

Между тем переговоры между лигой и телеканалами продолжаются.

ПФЛК предлагает своим телевизионным партнерам не покупать ТВ-права на весь чемпионат, а приобретать их конкретно на каждый матч.

К примеру, “Хабар” уже показал два поединка между “Астаной” и “Кайратом” с постоянным присутствием логотипов спонсоров на экране. Дело сдвинулось с мертвой точки?

Пример России

В российском футболе ситуация во многом аналогична нашей. Клубы в большинстве своем живут на деньги региональных бюджетов либо финансируются из казны через крупные государственные корпорации – “Газпром”, “Российские железные дороги” и т. д.

Никакой конкуренции в борьбе за телеправа на показ матчей местной премьер-лиги нет. Чемпионат России показывает телеканал “Наш футбол”, владельцем которого является “Газпром-Медиа Холдинг”. Он и покрывает все финансовые затраты. Продайте на пропитание: спортивные клубы в Казахстане продают за бесценок

Пример Украины

В Украине профессиональные футбольные клубы находятся в частных руках. При этом, по мнению местных журналистов, “мотивация олигархов инвестировать в футбол разная, но в целом она сводится к вопросам статусного престижа, амбиций, общественного имиджа, иногда – к искренней любви к футболу”. Впрочем, подобная система не исключает проблем, с которыми сталкиваются и бюджетные клубы: число команд в украинской премьер-лиге снижается. Сейчас их 12, хотя еще четыре года назад в УПЛ играло 16 коллективов.

Телевизионные права лига получила от Федерации футбола Украины недавно. Поэтому сейчас клубы могут либо распоряжаться ими самостоятельно (согласно прежним договоренностям), индивидуально заключая контракты с разными телеканалами, либо передать свои права лиге.

Алматы

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера 1XBET - ставки на спорт