Когда писалась эта статья, результаты заседания Комитета по открытым рынкам ФРС США, на котором, как ожидалось, должно было быть принято решение о начале очередной программы "количественного смягчения", еще не были известны.
Если предположить, что решение все-таки состоится, то (оговорившись условием, что количество долларов, которые соберутся напечатать американские власти, не сильно разойдется с ожиданиями рынков) можно уверенно предположить начало очередной волны ослабления доллара.
Стоит ли говорить, что это неважный "подарок" большинству ведущих мировых правительств, представителям которых уже в конце следующей недели предстоит обсудить пресловутую проблему "конкурентной девальвации" в рамках G20 и, если повезет, прийти к каким-то взаимообязывающим договоренностям на эту тему.
Сделать это, как всем понятно, будет непросто. Неслучайно в последние дни высокопоставленные чиновники ряда стран подтвердили решимость при необходимости предпринять новые шаги, направленные на недопущение укрепления своих национальных валют.
В этом ряду Япония, несомненно, является одной из самых заинтересованных сторон. Как известно, все последнее время местные финансовые власти вели беспримерную борьбу за то, чтобы остановить последовательное укрепление иены, курс которой к доллару недавно достиг 15-летнего максимума. Почему дорогая иена противопоказана ориентированной на экспорт японской экономике, понятно.
За последний год (сентябрь к сентябрю) положительное сальдо текущего счета платежного баланса Японии составило порядка 16 трлн иен (около 175 млрд долларов), из которых около двух третей составили доходы от инвестиций, а треть пришлась на чистый экспорт. Ясно, что крепнувшая все последнее время иена ударила по прибылям производителей — неслучайно по опросам порядка 40% японских предприятий заявляют, что задумаются о переносе производства в другие страны при условии, что курс национальной валюты будет сохраняться на уровне 85 иен за доллар.
Очевидно, это не смогло не сказаться и на потребительской активности населения, и без того невысокой, как вследствие местного менталитета (местные домохозяйства традиционно более охотно сберегают, чем тратят), так и из-за высоких дефляционных ожиданий. Подобная модель потребительского поведения, которая, с одной стороны, всегда обеспечивала местным банкам хорошую ресурсную базу, с другой, особенно с началом кризиса, фактически лишила их возможности получать процентный доход на внутреннем рынке (местным компаниям, столкнувшимся с обвальным падением спроса, было тоже не до привлечения займов). Все это время местные банки зарабатывали процентную маржу на размещении средств, привлеченных у Банка Японии практически под нулевой процент, в облигациях американского Казначейства. Однако укрепление иены, а также рекордное снижение доходности treasuries оставило местные банки, понесшие огромные убытки в результате кризиса, на голодном пайке и без очевидных источников прибыли.
Самая большая неприятность заключается в том, что реальных возможностей для эффективной борьбы с укреплением иены без серьезного риска макроэкономической дестабилизации у японских финансовых властей фактически нет. Отчаянные усилия в этом направлении, предпринимавшиеся Банком Японии все последнее время, не привели к желаемому результату. Все они – программы расширения фондирования банков, масштабные программы выкупа долговых обязательств Минфина (то есть прямая эмиссия), и недавнее обнуление процентных ставок, и даже совсем уж отчаянный шаг — прямая продажа 2 трлн иен (порядка 24 млрд долларов) на открытом рынке за один день 15 сентября – до сих пор давали лишь временный эффект.
Сегодня иена остается у своих многолетних максимумов, никуда не делась и дефляция — потребительские цены в Японии в сентябре в годовом исчислении упали на 0,6%. Проблема осложняется и тем, что против укрепления японской валюты играют не только внутренние факторы и печатный станок ФРС, но и Народный банк Китая, с некоторых пор начавший активно скупать иену в свои резервы. К тому же новая масштабная эмиссия, если на нее решатся местные власти, увеличит и без того огромный японский государственный долг, который оценивается в колоссальные 190-200% ВВП.
В этом положении правительству Японии остается лишь надеяться на скорый конец пресловутой войны девальваций и возобновление уверенного роста глобальной экономики. Все это время она будет оставаться ее слабым звеном и потенциальным источником нового кризиса.
Источник: NEWSru.com.
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
Новый год 2026
Сколько детей родилось в Алматы в новогоднюю ночь
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
АЭС
"Казахстанские атомные электрические станции" перешли в республиканскую собственность
Алматы
Сколько детей родилось в Алматы в новогоднюю ночь
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанские боксёры признаны лучшими в трёх номинациях World Boxing
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
На 20 суток арестовали мужчину, который разбил дверь остановки в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Адреса дежурных ЦОНов изменятся в Шымкенте
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Запасы нефти в Казахстане оценили в США
Закон
Формирование культуры «нулевой терпимости» – акиматы смогут поощрять граждан, сообщивших о правонарушениях
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
Куда в Астане обращаться за медицинской помощью в праздники