Кто-то предполагает, что «цены станут космическими», кто-то встает на сторону фермеров, но забывает о посредниках. Что происходит?
Дело в том, что подобные распоряжения относительно квот на экспорт мяса в республике в последнее время вводились неоднократно. И недавнее, которое вызвало неоднозначную реакцию казахстанцев в социальных сетях, не исключение. Вот только на фоне растущего НДС казахстанцы беспокоятся, что мясо пойдет на экспорт, в стране его станет меньше, следовательно, цены могут вырасти еще больше. Хотя, откровенно говоря, куда уж больше-то. При этом кто-то встает на сторону фермеров, кто-то считает, что экспорт мяса нужно отменить, но почему-то никто не говорит о посредниках, из-за которых мясо, действительно, периодически дорожает в разы. Тех, кто ничего не делает, а только лишь «работает» перекупщиком, зачастую имея маржу во много раз большую, чем животновод. Кстати, в советское время таких «работающих» называли простым и емким словом спекулянт. То есть, тот, который спекулирует (читай — обманывает), наживаясь за чей-то счет, ничего при этом не производя.
Минсельхоз тоже в своем распоряжении насчет квот на экспорт ссылается на непродуктивную деятельность этих самых посредников, отмечая, что «введение квотирования направлено на исключение посредников-экспортеров, которые не занимаются выращиванием и откормом скота, а лишь перепродают. Их деятельность приводит к необоснованному удорожанию говядины, и не способствует развитию отрасли».
А может быть, дело не только в них? Прокомментировать происходящее, а именно рост цен на мясо, Caravan.kz попросил экономического эксперта Марата Абдурахманова.
— Все мы знаем южно-американское мясо из Парагвая, Бразилии, то, что они отправляют его по всему миру по цене 6,5 доллара за один килограмм. Но у них оно в большинстве случаев с ГМО. Тогда как мясо из Казахстана — экологически чистое, и его рыночная цена — не менее 20 долларов за один килограмм. Однако правительство РК хотело, чтобы оно тоже продавалось по южно-американским расценкам. Европейцы, увидев эти наши цены, естественно, закупали с большим удовольствием его по 12 долларов. Причем огромными партиями.
Я предлагаю простое и понятное решение. Убрать все ограничения. Нашим фермерам дать возможность выращивать скот в промышленных масштабах. Те, кто хотят заниматься ГМО, пожалуйста, пусть выращивают. Что касается сегодняшних цен, я вижу, что они сейчас адекватны. Цены в пределах 7–9 долларов за один килограмм — это нормальная ситуация. Но не за мясо с костями — там цена должна быть другая, а за качественное. Однако, согласно данным Бюро национальной статистики, расчет идет по средней цене, что неправильно. Например, в Алматы и Астане цены весьма высокие, однако в Актау, а это животноводческий регион, мясо КРС стоит 2700 тенге за килограмм, в Кызылорде говядина продается за 2200 тенге за килограмм, конина — за 2800 тенге. Где справедливость? Ведь цена во всех этих случаях, мягко говоря, не совсем адекватна. Хотя бы потому, что, во-первых, есть мясо говядины первого сорта, а есть второго — то, которое продается с костями. Во-вторых, есть мясо экологически чистое, а есть с ГМО. Но Бюро статистики берет и называет среднюю арифметическую цену, которая по всему Казахстану сегодня составляет примерно около восьми долларов за килограмм. А это, повторюсь, неправильно, — рассказал эксперт.
На вопрос, каких цен на мясо ожидать казахстанцам уже к марту, экономист подчеркнул, что «с учетом роста цен на ГСМ, с учетом той инфляции, которая наблюдается сегодня, с НДС в 16 процентов, себестоимость одного килограмма мяса, даже с ГМО, уже никак не будет ниже двух тысяч тенге у производителя».
— Что касается экологически чистого мясного продукта, то себестоимость натурального мяса КРС должна быть уже в этом году, к марту месяцу, не ниже трех тысяч за килограмм. Таким образом, тот, кто забирает его у производителя, накидывает свои 20 процентов, продавец в городе еще добавит к ним 20 процентов, вот и получится, что расценки в той же Астане уже будут не ниже, чем 3600 тенге за килограмм. И то я говорю о мясе, которое будет продаваться с костями. Если говорить о первом сорте, то оно, конечно, может быть еще дороже, — заключил Марат Абдурахманов.
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Новый год 2026
Правило двух стаканов: как избежать похмелья
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
В Алматы три человека пострадали в ДТП с участием автобуса
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Жители нескольких районов Жетысуской области ощутили землетрясение
Бокс
WBO вынесла новое решение по Жанибеку Алимханулы
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
АФМ завершило расследование в отношении блогеров Жанабыловых
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
В Шымкенте переполнены роддомы: как демография давит на экономику города
Иран
До конца февраля одна из авиакомпаний отменила рейсы в Алматы
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС