Опубликовано: 8100

Карма предков: что скрывают под собой хвастовство, тои и уят - откровения родолога

Карма предков: что скрывают под собой хвастовство, тои и уят - откровения родолога

Зачем Габидулле Абдрахимову тысячи подписчиков в соцсетях, провокационные сторис и высказывания? Как уверена родолог-консультант Алия САГИМБАЕВА, экс-аким Шымкента, как и многие другие наши соотечественники, отрабатывает карму предков.

Все мы – рыбки из аквариума

Родология – наука, которая с каждым годом становится всё популярнее в Казахстане. Основательница отечественной школы родологии Алия Сагимбаева признается, что на прием к ней приходят уже не только молодые люди, но и убеленные сединами старцы.

Все потому, что родолог, в понимании наших людей, не совсем психолог. Он – что-то среднее между знатоком человеческих душ, баксы и историком. И по сути так оно и есть.

Диагнозы родологи ставят не только на основании жизни человека здесь и сейчас, но и углубляются в историю рода – выясняют, с какими проблемами сталкивались бабушки и дедушки обратившегося, а также накладывают полученные знания на исторический контекст.

– Слышали об эксперименте, в котором рыбам в аквариуме поставили прозрачные стенки и таким образом с обеих сторон ограничили их жизненное пространство? Сначала рыбки бились об это стекло, потом привыкли к нему и начали плавать в пределах новых границ. Но самое интересное, что потом стекла убрали, но потомки тех рыбок все равно плавали точно также, хотя ни разу не бились головой об это стекло. Так и люди! Те психологические травмы, которые перенесли наши предки, живут в наших страхах и поступках. Они уже неактуальны, но мы этого не понимаем, – объясняет, для чего нужны родологи, Алия Сагимбаева.

И тут же она вспоминает о множестве потрясений, которые пережили казахи в прошлом веке: революция, раскулачивание, голодомор, войны, отрицание на государственном уровне национальной идентичности. Все это, как уверена родолог, и стало основой нынешней казахской ментальности.

Токал? Ничего страшного!

Согласно наблюдениям родологов, страхи и нерешенные проблемы ярче всего реализуются через поколение или два. Причем мужчинам надо очень тщательно изучить биографию дедушек, а женщинам – бабушек. И послевоенные беды, как предполагает Алия Сагимбаева, виноваты в том, что современные девушки так легко соглашаются на роль токал.

– Вспомните, в каких условиях жили наши бабушки? Голод, бытовая неустроенность, погибшие на войне мужчины… Там речь шла не о жизни, а о выживании. А еще ведь какая пропаганда была: Бога нет, национальные традиции – пустое. Какая жизненная установка может быть у внучек тех бабушек? Каждый – сам за себя. Забыть про мораль. Выжить любой ценой. Вот они и выживают как могут, – говорит Алия Сагимбаева.

Но если девушка понимает, что такая жизнь ей не нравится, она вполне может ее изменить, просто проработав с родологом бабушкины проблемы.

Понты и мужья-иностранцы

Впрочем, та история с выживанием любой ценой затронула каждого. Сотни тысяч отдельных страхов сформировали коллективное бессознательное, которое сейчас уже стало национальной традицией: казахские понты.

– Сколько бы людей моей родной национальности ни приходили ко мне на консультацию, с какими бы проблемами они ни обращались, везде я вижу очень большое стремление к признанию. В профессии, в семье…

Люди, чьих предков заставляли забыть язык и собственные традиции, отказаться от имущества и профессиональных амбиций, сейчас стремятся выделиться.

К сожалению, иногда через слишком пышные тои, дорогие подарки, крутые машины, многочисленных жен и высокие должности, – объясняет Алия Сагимбаева.

Потребностью в признании она объясняет и стремление казашек выйти замуж за иностранцев. Мол, это другие пусть за Серика с соседнего двора идут, а она – особенная, у нее есть бизнесмен из Америки. Или инвестор из Китая. Тут главное, чтобы соседи позавидовали. Зов предков: может ли погибший дедушка помешать выйти замуж

– Но бывают, конечно, и исключения. Консультировала девушку, которая не видела себя ни с кем, кроме европейцев. Желательно – немец чтобы был. Стали разговаривать, и выяснилось, что ее бабушка когда-то влюбилась в одноклассника-немца, а ее отец, как узнал об этом, за три дня замуж за другого выдал, – говорит Алия Сагимбаева.

Казахов в плен не брать – родственником окажется

Желание выделиться заставляет даже высокопоставленных чиновников писать откровенные посты в соцсетях, кичиться своей популярностью. Но, как показывает недавняя история с бывшим акимом Шымкента Габидуллой Абдрахимовым, такая карма может даже стоить карьеры. Да и вообще современные казахские политики и бизнесмены, как признается Алия Сагимбаева, сейчас в очень сложном положении.

С одной стороны, есть традиции, ментальность и сформированная веками идентичность, с другой – западный вектор развития и задекларированное на самом высоком уровне желание стать передовой страной.

– Я очень часто консультирую бизнесменов, помогаю в проведении бизнес-курсов. И всегда мы надолго тормозимся на одном и том же моменте – западные бизнес-тренеры говорят: в бизнесе каждый сам за себя, никому не помогай, если тебе это невыгодно. У наших людей это вызывает внутренний конфликт, потому что в нашей культуре так не принято!

У нас родственники на первом месте. И, знаете, я думаю, что это правильно. Казахи сильны своими родственными связями.

Поэтому я учу людей совмещать карьеру и родственников, – говорит Алия Сагимбаева.

А вот еще одно расхожее мнение о причинах неудач казахов в бизнесе и карьере родолог опровергает.

– Что такое лень? Это защитный механизм организма. Казахи – не ленивые! Вспомните, как жили наши предки: кочевое скотоводство, которое требовало очень больших энергетических затрат, смелости и предприимчивости. Просто в какой-то момент казахом стало быть опасно, особенно – богатым казахом. И эта установка: сиди, чтобы не раскулачили, живет в наших генах, – объясняет она.

Без права на собственное мнение

Поговорили мы с родологом еще об одном распространенном стереотипе в обществе. Доброе имя всегда было самым важным капиталом в казахском обществе. Но то, с какой частотой казахи в последние несколько десятков лет пугают друг друга уятом, о чем-то тоже может сказать.

– Что стоит за словом “уят”? – Что люди скажут? Тут мы опять упираемся в XX век. Вспомните, скольких репрессировали, скольких раскулачили… Как их всех называли? – “Враги народа”! Почетно ли было быть врагом народа? Конечно же, уят! Из истории отечественных понтов: когда в Казахстане впервые стали "выпендриваться"

А потом появился иной уят, когда определенная часть общества выучила русский язык, вошла в этот круг, для них уят стало иметь малограмотных родственников.

И все время что хорошо, а что плохо решал кто-то, вот в нации и закрепилась установка “журт не айтады?” – объясняет Сагимбаева.

По мнению родологов, те или иные установки живут в потомках до четвертого или пятого поколения, наиболее глубокие раны заживают дольше. Но как понять, живет ли человек по установкам предков, или старая карма уже отработана?

Самые глубокие следы на роде оставляют убийства. Если у человека несколько близких родственников были убиты в войну, репрессированы по ложному доносу, то, скорее всего, та трагедия до сих пор на него действует.

Если же род был свидетелем кровавых событий, но напрямую от них не пострадал, то, скорее всего, таких явных установок у потомков уже не будет.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи