Опубликовано: 617

Бок о бок со звездами

Бок о бок со звездами

Рекордсмен по победам на этапах "Джиро д'Италия" знаменитый Марио Чиполлини терроризирует всю команду. Недавний лидер мирового рейтинга Эрик Цабель очень ревниво относится к успехам других. С чемпионом мира Дэвидом Милларом непросто наладить отношения, а легендарный американец Лэнс Армстронг - лидер от кончиков ногтей до кончиков волос. Казахстанец Дмитрий Фофонов - один из тех, кто бок о бок едет в больших велогонках вместе со звездами. У

него свой взгляд на великих.

Сегодня велоспорт по популярности соперничает даже с футболом. Об этом можно судить по телевизионным трансляциям. Большие велогонки, такие, как французский "Тур де Франс", итальянская "Джиро д'Италия", испанская "Вуэльта" показывают в прямом эфире. Бешеные спуски, крутые подъемы, дерзкие отрывы и тонкая тактическая борьба… Популярность звезд велоспорта благодаря телевидению сегодня очень высока. Соответственно, гонорары у гонщиков тоже весомые.

Бронзовый призер "Тур де Франс-2003" Александр Винокуров из Петропавловска строит для себя особняк в престижном районе французского курорта Ниццы. А такие мегазвезды, как пятикратный победитель "Тур де Франс" Лэнс Армстронг, могут спокойно жить до старости, не задумываясь о хлебе насущном. Даже рядовые клубы третьего дивизиона имеют бюджет в несколько миллионов долларов.

Да и сами гонщики сегодня не те, что лет 5-7 назад. Они оснащены по последнему слову техники. У каждого из них с собой рация, по которой им сообщают о малейших изменениях в гонке. Гонки стали мобильнее и интереснее, а понятие "грегори" - рабочая лошадка - уже выходит из обихода велосипедистов.

Казахстанец Дмитрий Фофонов вот уже третий год выступает за сильнейшую команду Франции - "Кофидис". Он попал в "Кофидис" по рекомендации Андрея Кивилева, трагически погибшего 12 марта 2003 года во время гонки Париж - Ницца.

Кстати, один нюанс. Лидеры команд лоббируют перед начальством удобного для себя гонщика. Так, по просьбе Александра Винокурова в немецкий "Телеком" попал Сергей Яковлев, а Андрей Кивилев пригласил в "Кофидис" Дмитрия Фофонова. "Кофидис" входит в десятку сильнейших клубов мира.

- Мы не имеем права выступать в гонках ниже третьей категории, - объясняет Фофонов, - поэтому очень часто приходиться бок о бок ехать с самыми популярными гонщиками мира.

Звездные завихрения

36-летний итальянец Марио Чиполлини - один из тех гонщиков, которые всегда на слуху, чтобы они ни делали. Герой желтых таблоидов, любимец итальянских болельщиков и сам ярый футбольный болельщик Супер-Марио - рекордсмен по количеству выигранных этапов "Джиро д'Италия". На его счету их более тридцати пяти! А всего Марио одержал более 150 побед.

- Супер-Марио, конечно, великий гонщик и настоящая звезда, - рассказывает Дмитрий Фофонов. - Но как человек... очень сложный. Помню, однажды на "Милан - Сан-Ремо" Марио финишировал то ли вторым, то ли третьим. После этого он так разозлился, что после финиша швырнул свою каску в стекло машины. Стекло разлетелось вдребезги. На шум сбежались гонщики, служащие, незнакомые люди. В этот день вся его команда ходила по стеночке. Лишь бы не попадаться на глаза и не разозлить Марио. Партнер Чиполлини олимпийский чемпион 1992 года Джованни Ломбарди, обладающий железными нервами, и то не выдержал. Однажды он спросил у Чипполлини: зачем ты так делаешь? Супер-Марио завелся, нагрубил… Об этом скандале не раз писали итальянская и французская пресса. Но как гонщик он - великий. Мало, кто может развивать спринтерскую скорость до 80-90 км/час, а Чиполлини может. Я сам был свидетелем его потрясающих финишных спуртов.

- А что можешь сказать о пятикратном победителе "Тур де Франс-2003" американце Лэнсе Армстронге?

- Нормальный парень, без выпендрежа. Он всегда очень спокойно ведет себя во время и после гонок. В отличие от того же Чиполлини, который часто бывает чем-нибудь недоволен, и не скрывает этого. Мой хороший товарищ двухкратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов (Россия) и партнер Армстронга по "ЮЭсПостал" говорит, что Армстронг - лидер от кончиков ногтей до кончиков волос. В команде у него непререкаемый авторитет. Лэнс с уважением относится к людям. Он никогда не забудет поблагодарить ребят за помощь в гонке.

- Кто из знаменитых гонщиков, кроме Армстронга, пользуется уважением в велосипедном мире?

- Я снимаю шляпу перед Вячеславом Екимовым. Помню, мне было 9 лет, я только начал заниматься велоспортом, а Екимов уже завоевал звание олимпийского чемпиона, стал чемпионом мира. Никогда бы не подумал, что доведется с ним общаться, ехать рядом на одних гонках. Слава - очень интеллигентный человек. Большой гонщик. На последних Олимпийских играх в 2000 году в Сиднее он вновь стал чемпионом. Да и в Афинах собирается побороться за медаль.

- Знаменитого спринтера Эрика Цабеля, одноклубника Винокурова по немецкому "Телекому", наши гонщики характеризуют с не самой лучшей стороны…

- У него есть свои завихрения. Он очень не любит проигрывать. Может запросто оскорбить гонщика. Знаю, что у него с Андреем Мизуровым (гонщик из Караганды, выступал за "Телеком", сейчас представляет французский "МБК-Октос") не сложились отношения. Мизуров его "развозил" на финише, но Цабель пришел вторым. Так Цабель даже не ответил на поздравления Андрея, как будто нет такого человека, как Мизуров. Что касается его качеств как гонщика, то Цабеля можно назвать великим. В мировой классификации несколько лет он занимал первые места.

- В 2003 году Цабель не выиграл ни одной серьезной гонки.

- Но он же не вечный двигатель. Цабель свое дело знает прекрасно и еще как минимум несколько лет будет на коне.

- В вашей команде - "Кофидисе" - два чемпиона мира этого года - американец Дэвид Миллар и испанец Игор Астарлоа. Что можете сказать об этих гонщиках?

- Это тоже элитные гонщики. Астарлоа я почти не знаю. Он в команде человек новый. А вот Миллар - своеобразный парень. Может легко обидеть кого-нибудь. Но с ним я нашел общий язык. Все-таки вместе мы уже не первый год. Андрей Кивилев с Милларом тоже ладил.

- Что изменилось в "Кофидисе" после гибели Кивилева?

- Жизнь продолжается. Для нас, казахстанских гонщиков, конечно, потеря лучшего друга - огромное горе. С Киви мы вместе учились в интернате, выступали за сборную Казахстана, "Кофидис"… Французы пригласили на место Кивилева испанца Луиса Переса. Он - приличный гонщик . На этой "Вуэльте" выиграл один из этапов. Несмотря на приход Переса, наши менеджеры часто говорят вслух, мол, Андрея нам не хватает. Тут бы он нам со своим коньком - горами - был бы полезен.

Приказ по рации: рвать вперед!

Казалось бы, наушники в ушах и микрофон на груди у гонщика - простые и давно доступные каждому человеку вещи. Однако в велоспорте они произвели настоящую революцию.

- Сейчас практически у всех гонщиков есть рации. Насколько они необходимы?

- Раньше о том, что кто-то ушел в отрыв, гонщики узнавали через 3-4 минуты. Пока директор команды разберется, кто уехал вперед, пока он доедет до своего гонщика на машине и передаст ему информацию, отрыв уже бывает догнать невозможно. Сейчас в машине сопровождения телевизор, протоколы и рация. Директор команды тут же передает, кто в этом отрыве и надо ли этот отрыв ликвидировать. Если в группе оказался лидер, которого нужно обязательно догнать, то отдается приказ рвать вперед. Причем все распоряжения отдаются в течение минуты.

- С недавнего времени на руках у велосипедистов появились пульсометры. Их ношение обязательно?

- Чисто по желанию. Я, например, всегда езжу с ним, а кому-то он мешает.

- Что в гонке остается за телевизионным кадром?

- Гонка живет своей особой жизнью. Ведь гонщикам все время надо пить и есть. Вода подается из машины сопровождения. Каждая машина едет в определенной последовательности в зависимости от занимаемого командой места. Если команда идет на 21-м месте, то и машина плетется в хвосте. А это создает дополнительные трудности. Становится тяжело проехать к своим гонщикам. Велосипедистам приходиться возвращаться. Бывает, пока наберешь воды, так наездишься!

- Сколько литров воды гонщики выпивают за этап? И чем обычно питаются?

- На первом горном этапе "Тур де Франс", в этом году его выиграл француз Ришар Виранк, команда из семи человек примерно за 6-7 часов выпивает более 100 фляжек воды. Пьем простую воду или минеральную. В горах обычно пьют специальную соленую воду. Если не подкрепляться во время гонки, вряд ли доедешь до финиша. В глазах темнеет, ноги "отрубает"… Энергии тратится колоссальное количество, ее нужно вовремя восполнять. Обычно с собой гонщики берут энергетические батончики с аминокислотами. Некоторые предпочитают натуральную пищу. Едят бутерброды с колбасой, булочки с джемом или шоколадки.

Допинг не проходит бесследно

Велоспорт - один из самых скандальных видов спорта. Если сравнивать с другими видами спорта, то случаи употребления допинга велогонщиками выявляются, как минимум, в два раза чаще. На том же "Тур де Франс" в прошлом году в одной из гостиниц после пребывания команды-участницы горничные обнаружили целое ведро использованных шприцев.

- Дело не в велогонщиках. В любом виде спорта выявляются факты употребления допинга, - продолжает Фофонов. - Просто в велоспорте борьба с допингом идет более жестко. Атлет, который принимает допинг, сильно рискует. После каждого этапа обязательно проверяется первая четверка и по жребию еще человек 5-10. Могут обследовать и гонщика, финишировавшего последним. Ну и потом допинг не проходит бесследно. Вред здоровью огромный.

- А видно: употребляет ли атлет допинг или нет?

- Внешне - нет. Но в гонках бывает, что и заметно. Разница такая же, как между "Жигули" и "Мерседесом". И та и другая - машины, но бензин и внутренности разные. Впрочем, если у атлета нет способностей, сколько бы он допинга ни принимал, высоких результатов никогда не добьется.

- В "Кофидисе" ваша задача - помогать лидеру. То есть получается, вы - грегори?

- Сегодня это уже устаревшее понятие. Чистых грегори держать невыгодно. Гонщик должен не только работать на команду, но и выдавать результаты. У каждого есть шанс проявить себя. А если ты превращаешься в чистого грегори, можешь потерять место в команде.

- Не думал ли о том, чтобы поменять команду, страну?

- Я живу с женой Мариной в центре Франции, в небольшом городке Шамолье. От Парижа - 350 км. Наши гонщики зовут меня в Ниццу. Но срываться с насиженного места желания нет. У меня контракт с "Кофидисом" еще на один год. В этой команде меня все устраивает.

[X]