Опубликовано: 25700

Знание языков, короткая стрижка. Какими были первые казахские феминистки

 Знание языков, короткая стрижка. Какими были первые казахские феминистки Фото - Иллюстрация из открытых источников

25 декабря 1920 года ЦИК Казахской ССР и Совет Народных Комиссаров приняли совместный декрет «Об отмене калыма у казахов», увидевший свет 29 декабря. За отмену выкупа за невесту, а также образование женщин активно выступали алаш-ординцы. И - одна из первых казахских феминисток, учительница Алма ОРАЗБАЕВА.

С чем ей пришлось столкнуться, какие пережитки прошлого остались в Казахстане, корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказала гражданская активистка, феминистка Айгерим КУСАЙЫНКЫЗЫ.

Заботились не только о женщинах, но и о «вечных холостяках»

- Қалың мал - традиция, характерная для многих народов Центральной Азии , Восточной Европы, - рассказывает преподавательница университета им. Сулеймана Демиреля, исследовательница гендерной экономики Айгерим Кусайынкызы. - В декларации партии «Алаш», принятой на первом съезде в 1917 году, сказано, что ее члены - представители казахской интеллигенции, выступают в том числе за отмену калыма и полигамии, равенство полов, поддерживают права женщин, и что это никак не связано ни с религией, ни с традициями. С точки зрения прав человека, такая традиция, как калым, ущемляет права женщины, так как по природе мы все рождены равными. А калым рассматривает женщину как объект, который можно купить, если заплатить ее отцу. В то время в степи существовали правила: жениху необходимо было заплатить отцу невесты "iлу" -за воспитание дочери от 30 до 70 голов лошадей, "ана сүті" –ценный подарок за "молоко матери".

Мужчины, у которых не было столько скота, должны были выплатить 5-7 голов лошадей. Если и этих лошадей у них не было, они оставались холостыми всю жизнь, так как их социальный статус не позволял иметь жену. В то время алаш-ординцы беспокоились не только о женщинах, но и таких холостяках, которых называли "сұр бойдақ" - "вечный холостяк", юноша, у которого нет за душой ни гроша.

Сейчас "сұр бойдақ" говорят в основном о холостяках, которые не хотят жениться.

Алаш-ординцы также выступали за демографический рост, эмансипацию казахских женщин. Творчество, любовь и трагедия Ахмета Байтурсынулы

- И как в степи восприняли декрет об отмене калыма?

- Главная причина, по которой Совет Народных Комиссаров принял такое решение – борьба с исламизацией казахского народа и религией - исламом. Через год вышел закон «О наказуемости многоженства». Так как приказы приходили из Москвы, многие им противились, считая, что таким образом советская власть пытается истребить казахский народ, уничтожить его традиции, корни. И люди продолжали тайно платить калым.

- Но и в современном Казахстане жива эта традиция….

- Да. По неписанному закону даже определена сумма. Больше всего Қалың мал в южных регионах. Если жених взял в жены девушку из Шымкента, калым может составлять от 2 до 5 миллионов тенге. В западном Казахстане только в некоторых регионах нет калыма. Сами казахстанцы объясняют это с точки зрения этники, дескать, наши традиции, корни. Но какие же это ценности, если они противоречат правам человека , прописанным в Конституции? Когда я поднимаю вопрос, что это ущемляет права женщин, родные ее продают, даже мое окружение говорит: бороться с традициями - все равно, что с ветряными мельницами.

 

Айгерим Кусайынкызы
Айгерим Кусайынкызы

«Для многих я сразу становлюсь врагом»

- В соцсетях, СМИ периодически поднимаются и вопросы многоженства - то, с чем тоже боролась казахская интеллигенция сто лет назад!

- Еще в начале 2000-х депутат парламента инициировал внесение поправок в закон РК «О браке и семье», которые бы разрешали институт многоженства. И многие мужчины его поддержали, мотивируя тем, что советская власть боролась с традиционными ценностями, и после получения независимости мы хотим вернуть свое этническое, традиционное. Но все почему-то забывают: сто лет назад именно казахская интеллигенция выступала против калыма, многоженства. И когда приверженцам многоженства, калыма я цитирую Конституцию «Алаш- орды», напоминаю: они же были за гендерное равенство, меня не хотят слушать. Конституция написана в 1911 году по инициативе Алихана Бокейханова. Обратите внимание на пункт: « В казахстанской стране мужчины и женщины равны. Казахские особенности не оскорбляют женщин, они реализуются с согласия женщины». Творчество, любовь и трагедия Ахмета Байтурсынулы: часть вторая

Многие поддержали Каракат АБДЕН и ее идею - облагать налогами иностранцев, которые берут в жены казахских девушек. Звучит абсурдно в XXI веке!

Среди знакомых, получивших образование в лучших зарубежных вузах, есть те, кто поддерживает многоженство в Казахстане. И среди моих студентов есть молодые люди, которые хотят, чтобы Казахстан стал казахской исламской республикой, только для казахов, все женщины должны покрыться, должен быть один государственный язык. И мне страшно от этого.

Часто у нас больше работают неписаные законы, традиции. Например, что енешка (свекровь) имеет право командовать и распоряжаться заработной платой снохи. Институт келинок и енешек - один из видов насилия в Казахстане. Но никто об этом вслух не говорит, потому что стыдно, таковы традиции.

Если рассматривать рабство средневековой нормой США, то сейчас американцы просят прощения у афроамериканцев, признают - это была историческая ошибка!

А казахстанцы говорят о правах женщин, гендерном равенстве, наша страна является участником многих международных конвенций по правам человека, однако при этом многие законы не работают, и часто звучит железобетонный аргумент: это наш обычай. Взять ту же кражу невесты. Если традиция не совпадает с мерками XXI века, давайте отказываться от таких традиций! Для многих я сразу становлюсь врагом , потому что иду против своих корней, меня обвиняют в незнании устоев, неписаных законов.

Секреты «Красных юрт»

- Айгерим, расскажите, какую роль в отмене калыма и в образованности казашек сыграла Алма Оразбаева?

- Алма - одна из первых образованных казахских девушек. Она родилась в 1898 году в семье кузнеца. Училась в казахско-русской школе в Урде (Западный Казахстан), в которой преподавали выходцы из казахской и чувашской интеллигенции. После окончания школы учителя помогли ей поступить в чувашскую учительскую школу в Симбирске. Несколько лет она осваивала профессию учителя, в 1919 году вступила в большевистскую партию.

Таких девушек, как Алма, было мало, и даже в учебниках истории о них не говорят. Часто преподносят, что феминизм - нечто новое, западное, чуждое нам. А ведь во всех странах были локальные феминистки - в Китае, Индии, Казахстане. Их объединяла одна и та же цель - образовывать девушек. Если женщина образованная, значит, эмансипированная, не будет зависеть от мужа - финансово,эмоционально.

Свою жизнь Алма посвятила просвещению женщин и борьбе за их права. В составе движения «Красные юрты» она ездила по аулам. По вечерам женщины собирались в юрте и занимались рукоделием. У Алмы был очень красивый, хорошо поставленный голос, грамотная речь. Первые казахские феминистки были двуязычные, трехязычные - отлично владели казахским, русским, арабским языками. В этом плане, даже по сравнению со своими сверстницами из Москвы, они имели явное преимущество: могли читать Коран, азбуку, решать задачи по математике.

Так вот, Алму все буквально заслушивались. Она говорила казахским женщинам, у которых часто даже не было начального образования, о том, что пришло новое время, важно получать светское образование, что женщина - не предмет, который принадлежит мужчине, и у нее тоже есть голос, она сама может решить свою судьбу, выбрать своего любимого и жить там, где захочет.

Если посмотреть казахскую литературу, то в 80 процентах романов, рассказов, повестей, а то и больше, главные героини - несчастные, забитые женщины.

- Среди девушек практиковали половое воспитание?

- Алма была педагогом, психологом и больше говорила о роли матери в семье. О том, что мать воспитывает ребенка, и насколько следующее поколение будет образованным, зависит именно от матери, а не отца. Алма и другие образованные женщины акцентировали внимание, как сейчас говорят, на человеческом капитале. Многие образованные девушки тогда покидали дома и уезжали учиться, работать в крупные города – Казань, Семипалатинск, Актау, Уральск. Некоторые потом возвращались в села и поддерживали политику, идеологию Советского Союза, КПСС.

 

«У нас короткие волосы, но мы умные»

- А как складывалась личная жизнь у активисток?

- Алма вышла замуж за русского мужчину, родила сына. Тогда очень много было интернациональных браков среди казахской интеллигенции , алаш-ординцев. И это рассматривали как дружбу народов. К сожалению, сейчас к ним очень негативное отношение. Это тоже демонстрирует - мы отстали по ценностям от тех, что пропагандировали алаш-ординцы в 1920 году.

Как я уже сказала, про первых казашек-феминисток очень мало информации. Многие казахстанские активистки, деятели искусства в то время не доживали до 50 лет. Некоторых, как жен врагов народа, отправляли в АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников родины. В семейной жизни Алмы произошла измена, после которой жизнь активистки изменилась. Кстати, ее бывшего мужа потом расстреляли как врага народа. Жители Алматинской области до сих пор находят в огородах останки жертв "красного террора"

- На фотографиях, что я нашла в Интернете, Алма выглядит современно - у нее короткая стрижка, модные платья, подкрашены губы…

 

- Первые казахские феминистки носили короткие стрижки, модную классическую одежду. У казахов была пословица: «Длинные волосы, но недалекая, немудрая». Девушки-феминистки хотели доказать, что длина волос никак не влияет на интеллектуальные способности. Они говорили: у нас короткие волосы, но мы умные. Незамужние носили тюбетейку, после замужества надевали платок.

Для девушек, которые учились в городе, было символом свободы, эмансипации носить широкие брюки.

- Они макияж делали, губы красили?

- В казахских фильмах советского периода у многих девушках на губах красная, бордовая помада - символ независимости женщины, когда она не боится внимания окружения, ей есть что сказать, и она громко заявляет о себе. И все-таки в исторических записках о жизни казахских феминисток больше говорят про их голос, тон, действия, одежду, инициативы. О жизни великих батыров и женщин казахской степи

- Знаю, вы проводите «Фиолетовые юрты». О чем вы говорите с современными женщинами?

- Дело Алмы имеет продолжение - казахстанская феминистская инициатива «Феминита» организовала «Фиолетовые юрты». В то время красный был цветом большевистской партии. Фиолетовый - цвет феминизма. Мы просвещали 16 недель девушек от 18 до 30 лет со всех регионов страны. Модуль образовательно-развлекательно-познавательного характера. Объясняем девушкам их социальные, политические права. Например, говорили на тему: почему в Казахстане существует институт токалок ? Знаете, еще многие рассуждают так: если женщина стала депутатом, акимом, министром, директором компании, значит, она чья-то токалка иди дочь олигарха. О том, что у нее может быть талант, почему-то думают в последнюю очередь.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи