Без рекламы
Последние несколько лет в рамках национального проекта “Сакральная география Казахстана” скрупулезно собирались списки общенациональных и региональных сакральных мест. Все это время специалисты говорят, что развитие туристского потенциала данных объектов могло бы помочь росту не только внешнего, но и внутреннего туризма.
Сакральный туризм – это путешествие, паломничество к историческим и памятным локациям, рукотворным и природным ландшафтам, сооружениям, связанным с историческими событиями, личностями и духовными ценностями.
Кроме, собственно, туристской составляющей – сакральные объекты еще и способствуют популяризации историко-культурного наследия края. Причем интерес к ним отмечался у народа всегда, многие знают и посещают их в своем регионе без какой-либо рекламы. Учитывая, что границы государств сейчас закрыты, скорее всего, нынешнее лето казахстанцы проведут внутри страны – чем не повод расширить свои знания по родной географии и истории?
В целом больше 200 общенациональных объектов и еще 500 региональных, вошедших в проект “Сакральная география Казахстана”, ждут своих потенциальных визитеров. Интересных мест у нас довольно много, но в качестве идеи мы предлагаем тематическое путешествие – для тех, кто увлечен военным искусством, подвигами и биографией героев прошлого, пройти дорогой батыров.
– Например, в Мангистауской области есть захоронение Бекет-ата – просветителя и батыра, почитаемого как аулие (святой). Оно стало местом паломничества для людей не только из Казахстана, приезжают сюда и из других стран, – рассказывает кандидат исторических наук, профессор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Гульфайруз КАЙЫРГАЛИЕВА. – На территории Атырауской области известен также мавзолей одного из знаменитых батыров, поэтов, яркой личности в истории – Махамбета УТЕМИСОВА. Думаю, можно и нужно сделать это одним из направлений внутреннего туризма, для чего следует наладить инфраструктуру, проложить маршруты. Историко-культурную часть можно было бы совместить с экотуризмом, например, рядом с мавзолеем Махамбета есть соленое озеро Индер, вода которого славится своими лечебными свойствами. В летнее время туда приезжает очень много туристов.
Краеведы знают больше
В общенациональном списке содержится большое количество мест захоронения прославленных батыров. Причем в каждой области есть свой герой, и не один, поэтому можно начать изучение батырской культуры со своего края. Так, в Алматы и Алматинской области находятся мавзолеи батыров – Райымбека, Капала, Наурызбая; в Акмолинской – мавзолеи батыров Кабанбая, Баубека; в Актюбинской – мемориальный комплекс Кобланды батыра, в Карагандинской – мавзолей Шанышкылы Бердикожи, захоронения Баян батыра, Байгозы Наймантайулы; в Костанайской – мавзолей Кейки батыра, в Туркестанской – историко-культурный заповедник-музей “Азрет Султан” (включающий мавзолеи Ходжа Ахмеда Ясави, Жангир хана, Тауке хана, Абылай хана, Казыбек би, батыров – Жанибека, Богенбая, Жаугаша и многих других); в Павлодарской области – захоронение Жасыбая Омирулы; в Северо-Казахстанской – мемориальный комплекс батыров – Карасая и Агынтая, а также мавзолей Кулсары батыра; в Восточно-Казахстанской – мемориальный комплекс Ер-Жанибека и др.
Почему имена одних батыров известны каждому школьнику, ими названы улицы в разных городах страны, а имена других почти не остались в народной памяти?
– Этому, по моему мнению, способствовало шежире – устная историография, также их имена часто встречаются в произведениях акынов, – говорит Гульфайруз Кайыргалиева. – Но малоизвестных батыров тоже много. Мы в основном знаем тех, которые вошли в школьные учебники, – это Махамбет, Исатай, Сырым, Райымбек и другие, а про тех, кто участвовал в казахско-калмыцких, локальных войнах, в республике знают немногие, только краеведы. Это одно из направлений, которым должны заниматься историки. Например, в произведениях Абиша Кекилбаева встречается герой Суйингара, но сейчас мы про него почти ничего не знаем. Или был Жалантос батыр (как пишут, дед Айтеке би. – Прим. авт.), сведения о нем, конечно, встречаются, но хотелось бы знать больше, его могила находится на территории Узбекистана. Ученые требуют перезахоронить останки батыра Срыма Датова в Казахстане
По словам историка, расцвет института батырства пришелся на XVII–XVIII века, когда обострились казахско-джунгарские отношения.
– Первостепенное предназначение батыров в обществе – защита родины, своего аула, своего рода. Именно в период джунгарских нашествий шла мобилизация, стали чаще встречаться имена батыров на западе, востоке, да и везде – Кабанбай, Райымбек, Карасай… В целом и у простого народа, и у представителей власти всегда было уважительное отношение к ним. У авторитетного хана всегда был свой круг батыров, которые его поддерживали. Например, Абулхаир, хан Младшего жуза, опирался на помощь батыров – Жанибека, Богенбая, Есета. Кроме того, когда случались разногласия между простым народом и ханами, кроме биев в разрешении проблемы участвовали и батыры, – продолжает автор монографии “Институт батыров в казахском обществе”.
Воинственность – в генах
Более того, особенность именно традиционного казахского общества в том, что и девушкам не запрещали заниматься военным делом, поэтому среди народных героев – много женских имен.
– Начиная с сако-сарматского периода встречаются девушки-воины: Томирис, Айганым батыр, Бопай батыр. В истории Казахстана очень много женщин, которые стояли во главе ополчений. Одно из таких освободительных движений возглавила Сапура (или Сапара Матенкызы, которую прозвали казахской Жанной д’Арк. – Прим. авт.). Воинственность, по-моему, у нас уже в генах. Специального обучения, возможно, не было, но девушки умели и на коне скакать, и из лука стрелять. В основном это были сестры батыров, в произведениях акынов описывается, что они наравне, вместе с ними соревновались, готовились, тренировались…
Деградация института батырства происходит в XIX веке, после вхождения казахской территории в состав Российской империи и потери политической независимости.
В архивных документах царская канцелярия описывала, например, Тленши батыра, Махамбета терминами “разбойники”, “барымтачи”, что они совершают набеги на русские селения. То есть если в казахском обществе у них был образ защитников родины, статус и уважение, в переписках российских чиновников звучала уже совсем другая риторика. Поскольку батыры имели особое, влиятельное место в казахском обществе, царское правительство целенаправленно шло на то, чтобы их упразднить: говорят, даже был выпущен специальный указ, чтобы ликвидировать их как сословие.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу