Опубликовано: 9700

Сакральный Казахстан: возвращение к истокам

Сакральный Казахстан: возвращение к истокам Фото - Тахир САСЫКОВ

Вернуться к истокам, чтобы жить полноценной жизнью в настоящем и выстроить надежное будущее. На этой неделе презентован проект “100 общенациональных сакральных мест Казахстана”, которые должны стать центром притяжения жителей страны. Что такое “Сакральный Казахстан”, зачем стране и ее гражданам этот проект и почему он запускается именно сейчас – “КАРАВАН” узнал эксклюзивные подробности у

руководителя центра “Қасиетті Қазақстан” Берика АБДЫГАЛИУЛЫ.

Пояс святынь

Научно-исследовательский центр “Қасиетті Қазақстан” (“Сакральный Казахстан”) создан в мае в Национальном музее РК при министерстве культуры и спорта. Появление структуры – закономерный шаг на пути реализации программной статьи Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”, где главным фактором успешного развития государства, помимо материальных, природных и человеческих ресурсов, назван национальный дух.

– Во всем мире наблюдаются естественные процессы глобализации. Но, как и у любого процесса, здесь происходят перекосы: люди стремятся к материальному обогащению, зачастую забывая о духовном наполнении. Как показывают социологические опросы, на первом месте у людей стоят частные вопросы, оттеснившие вопросы духовности, отношений, связи с корнями. Хорошо это или плохо? Судите сами: растет число суицидов, в том числе среди подростков, новорожденных находят в мусорных ямах. Эти факты сигнализируют, что все не так благополучно в сознании наших людей. Также наблюдается рост уровня миграции среди молодежи. Если человек не связывает свою дальнейшую жизнь с родиной, это тоже говорит о кризисе. В первую очередь о кризисе духовном, – говорит Берик Абдыгалиулы.

Глава государства в своей статье подчеркивает: для достижения конкурентоспособности нации в глобальном мире нужно выработать механизмы регенерации исторической и культурной памяти.

– Поэтому Президент инициировал культурно-идеологические проекты, в том числе проект по укреплению в сознании народа общенациональных святынь – “Сакральная география Казахстана”. Сакральные объекты призваны стать средством консолидации и идентичности нации. На всей территории страны будет создана единая сеть мест памяти, культурно-географический пояс святынь Казахстана, – рассказывает руководитель центра “Сакральный Казахстан”.

Пояс должен стать основой каркаса национальной идентичности. Причем, подчеркивает эксперт, здесь важна не столько материальная, вещественная сторона памятников, сколько духовные практики, связанные с сакральной сутью святых мест – объектов паломничества и поклонения.

Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ
Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

– Именно они являются символической защитой, источником сохранения исторической, а значит, сакральной памяти народа. И задача проекта – расширить понимание этой географии, выработать единую символику и принципы национального иммунитета. Вкупе это поможет адекватно реагировать на инокультурное влияние и противостоять чуждым идеологическим культурам, – уверен Берик Абдыгалиулы.

Каньоны и городища

Эксперт уточняет: под сакральным объектом в проекте подразумеваются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана.

В рамках работы над проектом “Сакральная география Казахстана”, рассчитанным на 5 лет, создан экспертный совет, в который вошли ученые, историки, краеведы, общественные деятели.

– Список сакральных мест мы разделили на два уровня: объекты общереспубликанского, национального и местного, регионального значения. Один из принципов нашей работы – список не должен формироваться в Астане, в кабинете. Поэтому в каждом регионе были созданы областные комиссии, которые в итоге и предложили свои перечни.

Поступило порядка тысячи предложений, на их основе мы сформировали список общенациональных сакральных объектов, куда на текущий момент вошло 100 памятников (список не окончательный и будет дополняться). Они поделены на шесть категорий: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические и архитектурные памятники; крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; места, связанные с историческими и политическими событиями, – рассказывает Берик Абдыгалиулы.

В списке – гора Акмешит (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (Алтай), Чарынский каньон, Боралдайские и Иссыкские сакские курганы, поселение Ботай, городища Сарайшык, Сыганак, Сауран, мавзолеи Х. А. Ясави, Арыстан-Баб, Айша Биби, Кабанбай батыра, некрополи и подземные мечети Мангистау, поляна Абылай хана, монументы “Астана-Байтерек” и “Қазақ Елі”, Вознесенский кафедральный собор.

Символы единения

Напомним, что в регионах будут созданы карты региональных сакральных мест, на данный момент в них уже значится более 500 объектов.

– Проект “Сакральный Казахстан” находится на стыке интересов трех сторон: человека, науки и государства. Поэтому в список вошли столь разноплановые объекты. Например, в Алматы это площадь Республики, где находится монумент Независимости – символ обретения нашей страной суверенитета.

Список также включил мемориальный комплекс жертв политических репрессий АЛЖИР в Акмолинской области и монумент, посвященный жертвам Семипалатинского полигона, “Сильнее смерти” в Семее. Мы должны помнить и чтить эти святые места, где находятся могилы наших соотечественников, – говорит Берик Абдыгалиулы.

Как должны помнить и сакральные места национальной гордости в Алматинской области, где проходили Орбулакская и Булантинская битвы, местность Ордабасы близ Шымкента, где в 1726 году состоялся всеказахский курултай. Или Танбалы тас – скала между Улытау и Туркестаном, на которой были выбиты тамги всех жузов – символ единства казахского народа. Где был подвиг 600 казахов?

– В 60-х годах скала была взорвана геологами, сохранились только фрагменты. Такие места будут восстанавливаться. Также будет создана виртуальная карта сакральных мест. Кроме того, появятся визит-центры, которые объединят в себе собственно музейные комплексы, места для остановок, гостиницы. Нацелены мы провести и музеефикацию объектов. Нужно пересмотреть принцип археологических работ, когда специалисты приходят, раскапывают местность и уходят. А ведь надо проводить культивацию почвы, реставрацию объектов, иначе им грозит полное разрушение, – говорит глава центра.

Как сообщил собеседник “КАРАВАНА”, на реализацию проекта дополнительно не будут выделяться средства из госказны – все работы будут проведены в рамках уже запланированного финансирования в сфере культуры и образования. Средства будут переориентированы на научные исследования, реставрационные и иные работы в рамках “Сакрального Казахстана”.

Раз в 50 лет народ обновляется

Народ давно проложил свою тропу к святыням, теперь эта тема выходит на государственный уровень, продолжает глава центра “Сакральный Казахстан”. В обществе сейчас растет запрос на такие места, в пещеру Жылаган-ата в Южно-Казахстанской области, например, люди занимают очередь с 4 часов утра, чтобы помолиться!

– Когда спортсмены из Акмолинской области едут на соревнования, посещают могилу Балуана ШОЛАКА. А недавно мне рассказали случай, когда доктор наук, атеист поехала к святым местам на юге страны, чтобы попросить у небес благословения на материнство своей снохи, которая долго не могла забеременеть. И свершилось чудо – вскоре в семье появился малыш! И таких примеров немало.

Крайне важно, чтобы каждое место святое было таковым для казахстанцев вне зависимости от их места проживания, национальной, религиозной, родовой и прочей принадлежности. И закрепить эту национальную идентичность, национальную целостность и призван наш проект “Сакральный Казахстан”, – подчеркивает Берик Абдыгалиулы.

Проект решает и другой значимый вопрос – целостность исторического сознания. Плач из прошлого – урок для настоящего и будущего

– У нас историческое сознание обрывистое, фрагментарное, нет целостности восприятия истории. В рамках “Сакрального Казахстана” мы актуализируем ценности прошлого и на их основе выработаем новые.

У казахов есть пословица “Елу жылда – ел жаңа”. То есть раз в 50 лет народ обновляется.

И сейчас время модернизироваться, а начинать этот процесс следует с духовного обновления. Мы прекрасно понимаем, что за пять лет проекта мы не модернизируем сознание казахского общества, Моисею для этого понадобилось целых 40 лет. Но мы начали эту работу, и это самое главное, – заключил Берик Абдыгалиулы.

Уже в сентябре запланированы экспедиции по поясу сакральных мест страны, в ходе которых состоятся встречи с учеными и краеведами и будут задокументированы объекты “Сакрального Казахстана”.

АСТАНА

Фото Тахира САСЫКОВА

КОММЕНТАРИИ

[X]