Опубликовано: 2300

Плач из прошлого – урок для настоящего и будущего

Плач из прошлого – урок для настоящего и будущего Фото - Назгуль АБЖЕКЕНОВА

Многоголосый плач матерей, разлучаемых с детьми, дрожь по спине от беспрерывного лая псов, готовых разорвать любого, и крики жестоких надзирателей. В теплую майскую ночь 2017‑го наши современники смогли ощутить весь холод и ужас января 1938 года, когда в село Малиновку Акмолинской области прибыл первый эшелон женщин, осужденных как жены изменников родины.

В этом году музейно-мемориальному комплексу жертв политических репрессий и тоталитаризма АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины), расположенному в ауле Акмол (бывшая Малиновка), исполняется 10 лет. 2017‑й отмечен и другой датой – 80-летие с начала массовых политических репрессий в бывшем СССР.

В Международный день музеев, отмечаемый 18 мая, руководство комплекса провело акцию “Ночь в музее”, в ходе которой все посетители АЛЖИРа увидели и ощутили весь ужас и трагедию давно минувших дней, когда верховенствовало беззаконие, а человеческая жизнь не стоила ничего.

Сотрудники музея представили посетителям театрализованную сцену прибытия в АЛЖИР арестанток и их детей. Лай сторожевых псов, крики суровых надзирателей, стоны матерей и плач малышей – зрители словно перенеслись в лютый январь 1938 года, когда в село Малиновку начали прибывать первые эшелоны с арестантками.

…Открывается вагон-теплушка, за решеткой видны десятки изможденных дорогой и голодом лиц. “Воды, воды, прошу, воды”, – слезно умоляют прибывшие арестантки. “Воды тебе? Вот, получи!” – произносит надзиратель и проливает струю живительной влаги мимо губ несчастных…

– Приказ НКВД СССР № 00486 от 15 августа 1937 года положил начало массовым репрессиям против ЧСИР – членов семей изменников родины. Этот документ дал право без доказательства вины арестовывать и направлять в лагеря жен преследуемых по политическим мотивам. В короткие сроки в течение нескольких месяцев были арестованы и осуждены на 5–8 лет практически все жены “изменников родины”. Именно для них на основании данного приказа НКВД от 3 декабря 1937 года на базе так называемой 26-й точки в поселке трудопоселения было образовано Акмолинское спецотделение Карлага НКВД, – рассказал директор комплекса Мейрамбай ОРАЛОВ.

Заключенные АЛЖИРа строили саманные бараки и обустраивали территорию. В каждом бараке находилось по 200–300 женщин. С раннего утра до поздней ночи они трудились в полях, на швейке, строили фермы. Благодаря их каторжному труду 26-я точка Карлага быстро стала прибыльным многопрофильным хозяйством, а по производственным показателям среди всех отделений вышла на первое место.

– В годы Великой Отечественной войны узницы АЛЖИРа помогали фронту: шили спецобмундирование. Стараниями сотрудников музейного комплекса, многие из которых работают здесь со дня основания, реконструированы строения тех лет. Вагон-теплушку, на котором в АЛЖИР доставляли арестанток, привезли специально из Одессы. Стена памяти дополняется фамилиями жертв лагеря – уже добавлены данные 15 человек. Сейчас мы хотим возродить яблоневый сад, взращенный узницами.

В 1987 году ныне покойный основатель нашего музейного комплекса, в то время гендиректор местной птицефабрики Иван ШАРФ, собрал сход жителей, где рассказал о своем решении построить комплекс в память о жертвах лагеря. На сход тогда пришло порядка 20 человек – бывшие конвоиры и узницы АЛЖИРа, оставшиеся в селе после освобождения. Другие бывшие заключенные лагеря побоялись прийти на встречу: боль и страх пережитого до того прочно сидели в них, что они испугались – вдруг обманным путем их опять посадят в лагерь уже в наши дни, – вспоминает Мейрамбай Оралов.

Через АЛЖИР, по официальным данным, прошло 18 тысяч женщин со всего СССР, от звонка до звонка здесь пробыли 7 626 узниц, их фамилии высечены на черной гранитной плите.

– Это представители 62 национальностей – казашки, русские, армянки, еврейки, француженки, жены известных государственных, политических и общественных деятелей: Гульбахрам СЕЙФУЛЛИНА, Дамеш ЖУРГЕНЕВА, Рабига АСФЕНДИЯРОВА, Лидия РУСЛАНОВА, Галина СЕРЕБРЯКОВА, матери Булата ОКУДЖАВЫ и Майи ПЛИСЕЦКОЙ. Кстати, в стенах АЛЖИРа с мамой Рахиль Плисецкой находился ее сын – годовалый Азарий. В лагере мальчик заболел, его выходила другая узница – врач. Потом малыша забрали в детдом, спустя время семья воссоединилась, – вспоминает страницы из истории лагеря руководитель музейного комплекса.

В “Ночь музея” гостям комплекса показали фильм “Лютый холод АЛЖИРа”, в котором представлены документальные свидетельства эпохи репрессий и воспоминания узниц лагеря.

– Меня обвинили в том, что я была связующим звеном между братом и мужем, 15 января 1937 года вынесли приговор как изменнику родины и направили на 26-ю точку… Этапом через Петропавловск привезли в Акмолинский лагерь… – рассказы бывших пленниц лагеря перемежаются фотографиями детских писем – весточек малышей, разлученных с матерями:

– Здравствуй, милая мамусенька, мы уже ходим в школу. Я сшила рукавчики себе и Виктору, у нас новые пальто, ушанки, а зимой дадут валенки… Дорогая милая мамочка, сегодня получила твое письмо. Поздравляю с Международным женским днем. Мамусик, учусь я отлично. Ты спрашивала, дают ли нам мясо, сахар. Нам все это дают, только сахара нет…

Одна из бывших узниц АЛЖИРа в фильме рассказала, что очень часто в бараках стоял такой рев матерей, потерявших детей, что местный надзиратель – женщины называли его Валерий Валерьянович – не выдерживал и пытался успокоить несчастных словами о том, что они скоро увидят своих кровиночек.

– Прошли годы. И дети узниц лагерей, прошедшие детдома, потерявшие отца, мать, стали докторами наук, крупными учеными, писателями, актерами – образованнейшими, интеллигентнейшими людьми. Как сильны оказались генетика, мощь людей, мешавших таким, как Сталин и его окружение – ничтожествам, – отмечала бывшая заключенная АЛЖИРа.

В фильме также демонстрируется выступление Президента Казахстана, где Нурсултан НАЗАРБАЕВ подчеркивает:

– Наши власти убивали собственный народ – такого нет в истории человечества. 40 миллионов репрессированных в бывшем СССР, 3,5 миллиона – только по 58-й статье были осуждены как контр­революционеры и враги народа. Их дети, родственники испытали горечь несчастий и гонений…

Горечь тех лет до сих пор дает знать о себе – в АЛЖИР постоянно приезжают потомки бывших узниц лагеря и все те, кому небезразлична история.

– В прошлом году наш комплекс посетили 976 иностранных гостей. В этом благодаря ЭКСПО, думаю, еще больше будет. Те, кто хочет найти данные о своих родственниках, сосланных в АЛЖИР, могут обращаться к специалистам музея. Хотя некоторые архивы до сих пор засекречены. Многие узницы до лагеря проживали в Алматы, первоначальные документы находятся там. Недавно из Комитета госбезопасности Беларуси нам сообщили, что установлены данные на 60 женщин – арестанток АЛЖИРа, – рассказал “КАРАВАНУ” директор музейного комплекса.

А в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий в селе Акмол пройдет конференция, посвященная десятилетию создания музейно-мемориального комплекса.

…И даже в эти теплые майские дни здесь, на месте АЛЖИРА, до сих пор до дрожи чувствуешь лютый холод разлуки родных людей и слезы детей, лишенных материнской ласки…

Астана
 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи