Опубликовано: 11800

Тайны гибели Байзак батыра

Тайны гибели Байзак батыра

В истории казахской степи немало героических и в то же время трагических страниц. Но лишь в последнее время стали широко известны многие батыры, вставшие на защиту родной земли. Один из них – Байзак батыр – за счастье своего народа пожертвовал собственной жизнью.О чем молчали историки

Знал Байзак, что кокандцам никакими угрозами и никакими пытками не сломить его. Знал, что за его непреклонную преданность своему народу и родной земле уготована ему погибель. Но не знал батыр Байзак, какую страшную казнь придумал для него Худояр-хан. На возвышенности у крепостной стены была установлена пушка, к дулу которой привязали Байзака. Выстрел был сделан на восток, в сторону Аулие-Аты”… Так описывает ужасную смерть Байзак батыра автор книги “Белые гуси Дикого поля, или Тайны запредельного мира” Амантай АЙЗАХМЕТОВ.

Историки-исследователи упоминают в своих научных трудах Байзак батыра как сподвижника султана Кенесары Касымова, но его образ требует, несомненно, отдельного изучения и повествования. Байзак датка (Байзак Мамбетулы) родился в 1789 году в окрестностях нынешнего города Тараза, погиб в 1864 году в Чимкенте. Он был одним из восьми сыновей другого знаменитого казахского батыра – Мамбета. У самого Байзака было 17 сыновей, один из них – Акмолда – впоследствии тоже стал батыром.

Вместе с братом Байтереком в 1821 году Байзак принял участие в восстании под руководством султана Рустема Асфендиярулы. Авторитет батыра позволил ему стать датка (главой) племени дулат. В 1858 году Байзак возглавил восстание казахов и киргизов против Кокандского ханства. В 1860-м со своим отрядом участвовал в Узун-Агачской битве против войск царского генерала Колпаковского. Байзака также называют организатором перехода к оседлости населения Аулие-Аты (ныне Тараз). Он и его сыновья прославились построенными для орошения каналами в окрестностях города Аулие-Ата, которые и ныне служат людям. Исследователи говорят, что были проложены оросительные каналы общей длиной 160 километров.

Дань… женами и дочерьми

Во второй половине XIX века одна часть казахской степи была охвачена освободительной борьбой под руководством хана Кенесары против царской России, другая находилась под жестоким гнетом Кокандского ханства. Именно в это время прославились казахские батыры Сыпатай, Жаугаш, Рустем, Байзак датка…

Кокандское ханство, образованное в Ферганской долине, достигло в то время наибольшей политической мощи. В состав государства тогда входили Ташкент, Ходжент, Каратегин, Дарваз, Куляб-Алай. Кокандские крепости были построены в Пишпеке (ныне Бишкек), Ак-Мечети (Кызылорда), Чимкенте и Аулие-Ате (Тараз). Для степных народов, попавших под влияние могучего ханства, наступили тяжелые времена. Казахские и киргизские земли были обложены непосильной данью.

Напомним, что ранее Байзак был в числе тех, кто поднял знамя освободительной борьбы против кокандцев, возглавляемой султаном Рустемом Асфандиярулы. Но битва с более сильным противником оказалась проигранной. Восстание было жестоко подавлено. Чтобы сохранить власть, кокандский хан назначил авторитетного Байзака датка административным представителем в степи. Видимо, рассчитывал на покладистость казахского батыра, который должен был усмирить свой народ. Но вопреки всему Байзак стремился проводить независимую политику. Особенно его возмущало положение с данью, которое с течением времени ужесточалось. Положенный зекет людям необходимо было платить в любом случае. Если не было чем расплачиваться, в качестве платы забирали жен или дочерей.

Смертельная ловушка

Байзак вновь поднялся против кокандцев. Отказавшись платить дань, он навлек на себя гнев Худояр-хана. Тот послал в Аулие-Ату карательные отряды, чтобы усмирить непокорный народ. Но кокандцы встретили упорное сопротивление и вынуждены были отступить.

После этого завоеватели пошли на хитрость. Они наказали собирателей дани за злоупотребления, отозвали войска, уменьшили дань, а Байзака кокандский хан пригласил к себе в знак примирения и дружбы. Приглашение не было принято. Тогда Худояр-хан, согласно одной из версий, подговорил друга Байзака – Батырбека датка. Тот правил в соседнем городе – Чимкенте, номинально находясь в составе Кокандского ханства.

Батырбек  датка, по версии Амантая Айзахметова, приехал к Байзаку и сообщил, что правители кокандцев не имеют в отношении него никаких плохих намерений. Они хотят направить Байзака в составе посольства на переговоры с царской властью, чьи войска вплотную приблизились к границам могучего ханства. Россия в то время планировала провести укрепленную линию между Оренбургской и Сибирской губерниями. Для этого Западно-Сибирскому отряду предстояло занять укрепленные кокандцами города – Аулие-Ату, Чимкент и Ташкент. Чтобы избежать нападения русской армии, Худояр-хан якобы решил пойти на дипломатические шаги.

Байзак поверил старому другу и выехал в Чимкент, где должна была состояться встреча с Худояр-ханом (по другим данным, в Чимкентский гарнизон в это время прибыл фактический правитель Коканда – Алимкул-хан, он незадолго до этого сместил Худояра). Батыр из Аулие-Аты захватил с собой своего брата Байтерека, друга Жаугаша и 48 джигитов. Но в Чимкентской крепости кокандцы предложили Байзаку заведомо невыполнимые условия – войну против русских солдат и отход в другие места некоторых кочевий. А когда получили ожидаемый отказ, то захватили всех гостей из Аулие-Аты, обезоружили и обезглавили их. Байзак же был брошен в глубокий зиндан, где его продержали два месяца.

Последние дни

Обеспокоенные сыновья Байзака примкнули к Западно-Сибирскому отряду русской армии под командованием полковника Михаила Черняева и двинулись к Чимкенту. Историки подчеркивают, что численность русских войск была очень маленькой. И тысяча джигитов из Аулие-Аты стала хорошим подспорьем. Считавшаяся неприступной крепость была взята штурмом в сентябре 1864 года. Войска проникли в крепость через сводчатое отверстие в стене, по водопроводу. Гарнизон был поражен внезапным вторжением внутрь городской ограды чужих войск и практически не оказал сопротивления. Акмолда первым со своими джигитами ворвался во вражескую крепость, за что впоследствии был произведен в капитаны русской армии. А Михаила Черняева за взятие Чимкента наградили орденом Святого Георгия 3-й степени.

Но Акмолде не было суждено найти своего отца живым. Незадолго до этого Байзак был казнен. Его привязали к дулу пушки и выстрелили из нее. От тела батыра ничего не осталось. В окрестностях города был найден только его мизинец. Как гласит предание, его и захоронили в сакском кургане недалеко от Аулие-Аты.

Исследователь жизни батыра Амантай Айзахметов сообщает, что Акмолда, чтобы отомстить за отца, решил совершить карательные набеги в аулы Батырбека, заманившего Байзака в смертельную ловушку. Но от этого шага его отговорил полковник Черняев.

 “У любого человека перед лицом смерти в мгновение ока проходит перед глазами вся прожитая жизнь, – пишет Амантай Айзахметов. – Какими были последние мысли батыра Байзака, привязанного к дулу пушки? Уже нет никакой надежды на спасение. Вероятно, он подумал о своих сыновьях. Вспомнил родной аул и родные кочевья. Иначе быть не может, ведь именно за счастье родной земли он и отдает свою жизнь”.

Вопросы без ответа

Сейчас историки задаются вопросом: неужели Батырбек, который тоже имел титул “датка” и был не менее уважаемым человеком, не мог предвидеть кончину Байзака от рук кокандцев? И мог ли он зазвать верного друга в свою крепость, фактически отправляя его на верную гибель? Что это – предательство друга или он сам пал жертвой обмана?

Существует и другая версия, как Байзак вместе с сыном оказался в Чимкенте. По мнению жамбылского журналиста-исследователя Бекета МОМЫНКУЛА, в Чимкент его в качестве представителя экспедиционного корпуса царской армии отправил сам… Черняев. А после того, как Байзак был казнен, верные Черняеву люди распространили слухи о том, что батыр погиб по вине Батырбека и двух других датка. Об этом якобы свидетельствует письмо полковника военному министру, недавно найденное в архиве Ташкента. В этом же письме сообщается, что аксакалы родов и племен, большинство населения не поверили ложной информации. Они знали, что между батырами были разногласия, но они не могли предать друг друга, тем более послать на верную смерть.

Байзак и Батырбек датка также способствовали строительству каналов, небольших водохранилищ, возле которых вырастали сады. Население стало оседлым и занималось земледелием…

Байзак был истинным патриотом своего народа, пользовался непререкаемым авторитетом и уважением, – говорит известный казахстанский писатель Аргынбай БЕКБОСЫН.Построенные под его руководством поливные каналы – Байзак-тоган, Базарбай-тоган, Торегельды-тоган – до сих пор служат жителям района и Тараза.

Могила Байзак батыра находится возле трассы Алматы – Ташкент, в 12 километрах от районного центра – села Сарыкемер. Сейчас забытое имя героя возвращено казахской степи. Ему установили памятник, Свердловский район Жамбылской области переименован в Байзакский. А в Таразе именем батыра названа одна из центральных улиц города.



Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи