Жители шахтерской столицы по выходе из строгого карантина отметили обилие комаров, отсутствие воробьев и массовую гибель голубей.
– Я живу в центре города, на улице Ерубаева, – рассказала жительница города Ольга ВАЛЕЕВА. – У нас во дворе всегда жили голуби, а в апреле, когда проводилась массированная дезинфекция улиц, их вдруг не стало. Выгуливая собаку за домом, я обнаружила “пропажу” – земля была усыпана мертвыми птицами. Мой внук тоже прибежал домой в ужасе со словами: “Бабуля, ты не представляешь, что там творится!”.
Позже, по словам Ольги Николаевны, мертвых птиц убрали.Но она заметила, что выжившие голуби стали вести себя странно – сидели, нахохлившись, на земле и не улетали, даже когда люди подходили к ним совсем близко.
– Мы с соседями решили, что это дезинфекция так на них подействовала, – высказала догадку карагандинка.
В акимате Караганды эту догадку категорически отвергли, сообщив, что дезинфекция улиц проводилась 25-процентным раствором гипохлорита кальция, который вызвать гибель птиц никак не мог.
– Мы централизованно закупили гипохлорит кальция, на эти цели было затрачено из бюджета 20 миллионов тенге, – сообщил заместитель руководителя отдела коммунального хозяйства акимата г. Караганды Рустем КОЖАКАПАНОВ. – Готовый раствор мы раздавали военным РГК “Астана”, Нацгвардии, представителям районных акиматов, КСК, управлению парками и нашим подрядчикам, предоставляющим услуги содержания улиц. А они уже обрабатывали этим раствором дороги, улицы и дворы.Только наши подрядчики продезинфицировали около 400 улиц.
По словам представителей акимата, при таких объемах дезинфекции, если бы она представляла угрозу жизни фауны, в Караганде не выжили бы ни бродячие собаки и кошки, ни насекомые.
Бессмысленно и беспощадно
Тем не менее экологи не склонны столь категорично заявлять о том, что гибель голубей никоим образом не связана с обработкой улиц города дезраствором.
– Никто никаких исследований на предмет взаимосвязи уличной дезинфекции и гибели птиц у нас не проводил, – отметил директор по развитию Карагандинского областного экологического музея Дмитрий КАЛМЫКОВ. – Теоретически такое возможно. Если птицы попали под орошение едкими, токсичными веществами, они могли пострадать. Хотя доказательств никаких нет.
По словам эколога, даже если поверить словам чиновников об абсолютной безвредности раствора дезинфектора для уличной живности, в целом разбрызгивание раствора гипохлорита кальция на улицах представляется экологам как бесполезная манипуляция.
– В развитых странах такая дезинфекция признана бесполезной, – подчеркнул он. – Дезинфицировать надо поверхности, на которые люди чихают, кашляют, которые трогают руками, – в общественных местах. Смысл поливания дезраствором городских дорог мне неясен.Там нет людей, а машины не кашляют и не чихают.
По мнению Дмитрия Калмыкова, со стороны чиновников гораздо более эффективными были бы меры по предотвращению другой угрозы, обнаружившейся в дни всеобщего карантина и самоизоляции.
– По всем СМИ Казахстана прошла новость о том, что в пригороде Караганды была обнаружена свалка с медицинскими отходами – пробирки с кровью, шприцы, иглы и т. п.Так вот, такие находки люди делают регулярно по всему Казахстану, и эта проблема требует решения как в дни пандемии, так и после нее.
Как пояснил Дмитрий, законодательство, которое регулирует обращение с опасными отходами, у нас достаточно несовершенно.
– Тендер на утилизацию медицинских отходов могут выигрывать чуть ли не фирмы-однодневки, не имеющие лицензии на обращение с опасными отходами, как это принято в культурных странах, потому что в Казахстане не требуется и не существует такая лицензия! Государство очень слабо контролирует эту деятельность и не следит за тем, чтобы медотходы утилизировались должным образом. А они должны либо сжигаться в специальных печах при определенной температуре и условиях, либо обрабатываться паром в специальных автоклавах. В любом случае утилизация медицинских отходов должна производиться под строгим надзором государства.
Сегодня, по словам эколога, опасные медицинские отходы могут не только негативно повлиять на окружающую среду, но и спровоцировать новую вспышку инфекции, с которой борются медики всего мира.
Государству, наученному горьким опытом COVID-19, следует в корне пересмотреть требования по обращению с медотходами.
Примут закон – воздух очистится…
Что касается позитивного влияния карантина на экологию промышленного Kарагандинского региона, здесь, по словам Дмитрия Калмыкова, этот эффект весьма небольшой и временный.
– Очищение воздуха у нас произошло только за счет уменьшения количества автотранспорта на дорогах и приостановки деятельности совсем мелких предприятий вроде шашлычных, металлургия и шахты работали, как и раньше, – считает он. – Да и то это была временная приостановка, которой вряд ли стоит радоваться. Знаете ли вы, что, по официальным данным ВОЗ, от загрязненного воздуха происходит 4 процента всех смертей? Даже по сравнению со смертностью от коронавируса это в десятки раз большее число ежегодно и преждевременно погибающих людей. Поэтому надо думать не только об одномоментной угрозе вроде пандемии, но о долгосрочном снижении загрязнения.
По словам карагандинского эколога, именно сейчас настал тот момент, когда коренная модернизация промышленности и ужесточение экологических требований к промышленным предприятиям перешли в разряд насущных необходимостей.
– Нужно увеличивать плату за выбросы, чтобы владельцам предприятий было выгоднее вкладываться в очистные сооружения, чем делать платежи за загрязнение окружающей среды. Опыт развитых стран показывает: таким образом можно сократить вредные выбросы в атмосферу как минимум вдвое за 10 лет. Если начнем сейчас, то наши внуки будут дышать чистым воздухом. А ведь известно: чем чище воздух, тем больше продолжительность жизни человека.
Радует одно: мнение карагандинского эколога сегодня разделяют казахстанские чиновники и депутаты. Уже сейчас, после чрезвычайного положения, продолжается работа над поправками в Экологический кодекс РК. На днях вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан ПРИМКУЛОВ в прямом эфире на площадке Kun.kz, где велось обсуждение о внедрении Экологического кодекса, заявил, что в новой редакции закона штрафы по сверхнормативным выбросам увеличены в 10 раз.
– Ни для кого не секрет, что многим предприятиям легче заплатить штраф, чем модернизировать свое предприятие и вкладывать деньги в реализацию экопроектов, – отметил он. – Мы предполагаем, что увеличение административных штрафов, когда они будут очень чувствительными для таких предприятий, приведут к тому, что им будет более выгодно вкладывать в свое производство, улучшать его и меньше нарушать.
КАРАГАНДА
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу