Все секреты пенсионного фонда - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Все секреты пенсионного фонда

Все секреты пенсионного фонда

Пенсия рано или поздно наступит. Хотелось бы, чтобы те деньги, которые мы будем получать вместо зарплаты, обеспечивали нам покой и достаток.

  • 29 Октября 2021
  • 3019
Фото - Caravan.kz

Поэтому тема пенсионных накоплений волнует всех. У людей не кончаются вопросы, многие до сих пор не могут понять, как работает система.

Поэтому мы отправили наш журналистский десант в самое большое отделение филиала АО “ЕНПФ” в г. Алматы, чтобы увидеть и рассказать вам, как в течение обычного трудового дня проводится обслуживание, как оказывают услуги населению и все ли довольны работой фонда.

В 8. 45 я должна быть у дверей алматинского городского филиала ЕНПФ. В белой отутюженной рубашке, с аккуратно уложенными волосами и настроением дарить улыбку нон-стоп ближайшие 8 часов.

Мне выделили столик, где после стажировки с работниками ЕНПФ я смогу оказывать консультационные услуги.

Допуск к компьютерам с базой данных и другим услугам ограничен. Здесь работают с конфиденциальной информацией и даже для репортажа не поступятся безопасностью. Поэтому я просто даю консультации. Например, о том, что казахстанская пенсионная система состоит из нескольких компонентов: базовой пенсии, которая положена всем достигшим пенсионного возраста, но ее размер зависит от трудового стажа, солидарной, это для тех, кто работал до 1998 года, и накопительной выплаты. Первые 2 вида выплачиваются из государственного бюджета, а накопительную часть формируем мы сами своими пенсионными взносами на пенсионных счетах в Едином накопительном пенсионном фонде. Взносы с годами приумножаются за счет инвестиционного дохода. Над этим работает Национальный банк Республики Казахстан, а с этого года еще и управляющие инвестиционным портфелем.

Параллельно наблюдаю за тем, как ведется работа, и делаю выводы о качестве оказываемых услуг.

– У нас регламентирован весь процесс обслуживания вкладчиков, со стороны вкладчик может этого не видеть, но каждый шаг продуман: как сотрудник должен быть одет, что у него на столе, как он приветствует, прощается, оказывает услугу обязательно на языке обращения, – говорит директор Алматинского филиала ЕНПФ Нурлан АМРЕНОВ.

Мне показали выдержку из рабочего документа, в котором прописаны нормы затрат времени по каждой услуге.

Некоторые из них могут занимать всего 6 минут, другие – полчаса. В среднем в филиал приходят около 800 человек в день. Сегодня многие получают услуги онлайн, не выходя из дома.

В электронном формате через личный кабинет на сайте enpf.kz или в мобильном приложении ЕНПФ предоставляется возможность получить выписку с индивидуального пенсионного счета, из которой можно узнать общую сумму пенсионных накоплений при этом убедившись в своевременности перечислений взносов работодателем и увидев размер инвестиционного дохода. Там же, в выписке, можно посмотреть сумму, превышающую порог минимальной достаточности. Напомним, в этом году у казахстанцев появилась возможность использовать часть накоплений сверх этого порога на жилье, лечение или перевести управляющему инвестиционным портфелем. В личном кабинете можно также получить справку о наличии индивидуального пенсионного счета, внести изменения и дополнения в реквизиты, подать заявление о назначении выплат за счет добровольных пенсионных взносов или в случае инвалидности I или II группы, установленной бессрочно, отследить статус исполнения этого заявления. Можно также подать заявление о переводе части накоплений управляющей компании. И, самое интересное – узнать примерный размер будущей пенсии с помощью пенсионного калькулятора. Всё, что нужно для получения всех этих услуг, – электронная цифровая подпись или регистрация в личном кабинете ИИН и пароля, предварительно выбрав способ интернет-информирования о своих пенсионных накоплениях.

За 9 месяцев текущего года в фонде в электронном формате оказано более 22 миллионов услуг, что составляет более 73 процентов от общего объема услуг (а их оказано более 30 миллионов). Кроме того, многие сервисы переведены в автоматический формат. К примеру, автоматически, при поступлении первого взноса, с января 2019 года открываются счета по учету обязательных пенсионных взносов, с мая 2021 года – по учету добровольных взносов. А недавно, с 26 октября 2021 года, так же автоматически стали открываться пенсионные счета по еще одному виду взносов – обязательным профессиональным, тем, что платит работодатель из своего бюджета за работников опасных профессий.

Однако до сих пор не все разбираются в электронных нюансах, многие люди предпочитают по старинке идти в отделение.

Кто рулит очередью?

Очереди как таковой нет. С утра в зале негусто. Три женщины и пожилой мужчина недолго сидят в ожидании. В связи с карантином заполняемость ограничена с учетом дистанции. Раньше в разных организациях больше всего меня напрягали электронные очереди: вроде как всё по порядку, а ждать приходится порой довольно продолжительное время. Поэтому первым делом выясняю, как работает эта система.

В каждом компьютере, за которым сидит работник, установлена специальная программа, которая зорко следит за потоком людей, тут же выдает на экран, сколько в очереди людей и фиксирует время оказываемых услуг.

Поэтому сотрудникам ЕНПФ лучше не мешкать и вести поток максимально быстро. Как в Казахстане модернизируют пенсионную систему

– Людям не всегда понятно, по какому принципу двигается очередь, и это вызывает порой вопросы, – рассказывает работник филиала Алия Муканова. – Люди спрашивают, почему этот человек пришел позже меня, а его вызвали раньше. Дело в том, что с учетом карантинных мер в филиале внедрена услуга предварительной записи через сайт фонда.

Пока шла работа, я для себя отметила, что есть несколько категорий людей, которые приходят за услугами. И сотрудникам приходится быть хорошими психологами. Самая доброжелательная группа – пенсионеры и люди предпенсионного возраста, они приходят сюда не только получить услуги, но и пообщаться. В зале ожидания обязательно кто-то из них вспомнит старый анекдот, они создают позитивное настроение. Но есть и категория “проблемных клиентов”, те, кто почему-то заведомо не в настроении.

– Да, нашим сотрудникам приходится быть психологами, мы понимаем, что работаем с людьми и ситуации могут быть разные. Бывает, что и мне приходится лично разбираться в вопросе, – говорит Нурлан Амренов.

Работа в условиях карантина

С приходом пандемии жизнь поменялась у всех, и в филиалах ЕНПФ в том числе. Появились новые правила, шагнуло вперед электронное обслуживание.

– Сейчас есть услуга предварительной записи: не выходя из дома, можно забронировать удобный час посещения на сайте enpf.kz. За время работы в условиях карантина и ограничений мы научились работать по-новому, сейчас действуют четкие регламенты, возможность заражения внутри отделения минимизирована. Клиент сидит напротив сотрудника на дистанции полутора метров, все наши люди носят маски, 99 процентов сотрудников прошли полный этап вакцинации, а оставшиеся проходят ПЦР-тестирование, согласно требованиям постановления санитарного врача.

Слышу из распахнутой двери разговор начальника отдела, который ведет статистику по заболевшим сотрудникам и проводит необходимый инструктаж. Сотрудник приболел, и тут же идет учет, при этом собираются данные даже по ОРВИ. Работы прибавилось: нужно проветривать помещения, проводить термометрию работников, дезинфекцию – и всё это фиксировать в журналах. Эти строгие меры помогли обеспечить непрерывность деятельности филиала.

Но если человек не может прийти в отделение из-за проблем со здоровьем и относится к категории людей с особыми потребностями, ЕНПФ приедет к нему на дом.

Об этом я разузнала подробнее.

ЕНПФ едет к вам!

В структуре филиала функционирует отдел выездного обслуживания. Работники отдела выезжают в организации для проведения презентаций, рассказывают о накопительной пенсионной системе, а также они могут оказать услуги на местах. Эти же мобильные бригады ездят к социально уязвимым слоям населения. Для этого через сайт фонда нужно оформить заявку. Бригады оказывают все услуги: могут выдать выписку с пенсионного счета, внести изменения в реквизиты вкладчиков, оформить выплату по инвалидности I и II категорий, если инвалидность установлена бессрочно.

Конечно, я сразу же решила подключиться к работе мобильной бригады. Вместе с сотрудником ЕНПФ Дарханом Абдыкеновым мы готовимся к выезду.

С собой берем ноутбук и специальный чемоданчик, в котором лежит многофункциональное оборудование. Каждая поездка отражается в графике и сверяется с данными электронного журнала по выезду.

Мы едем домой к алматинке Марие Николаевне. Женщине недавно установили инвалидность II группы бессрочно, и она хочет оформить пенсионные выплаты. До этого она уже вызывала мобильных агентов ЕНПФ – получить выписку с индивидуального пенсионного счета или консультацию. Дархана встречает как старого знакомого.

– Я 5 лет уже работаю в отделе выездного обслуживания. В основном мы ездим к одиноким людям, и поэтому меня встречают всегда радушно, делятся своими новостями, пытаются угощать чаем, – рассказывает Дархан Абдыкенов. – Я понимаю, что этим людям надо выговориться, многие не могут передвигаться, живут в четырех стенах, и поэтому после оказания той или иной пенсионной услуги я минут 10 просто слушаю вкладчика.

Стул удачи, “денежное дерево” и другие секреты

– У нас в филиале работают 99 сотрудников, и для них это практически второй дом, так как мы большую часть времени проводим на работе. Поэтому приоритетной задачей является создание условий и для работников, и для граждан, – говорит Нурлан Амренов. – Психологическое состояние работника очень важно, ведь он работает с вкладчиками. Если ему комфортно на работе и дома, то и настроение у него хорошее, он будет работать с душой, и вкладчики будут довольны.

Обстановка в отделении, где я поработала, действительно, располагает к позитиву. Лично для меня стала показательной история, которая произошла год назад. Сразу 2 сотрудницы родили тройняшек: одна – мальчиков, другая – девочек. Теперь стул, на котором сидели женщины, считается приносящим удачу. А еще здесь есть “денежное дерево”, наверное, оно растет на финансовую удачу. Я увидела в нем своеобразный символ своих пенсионных накоплений. И все мы вместе заинтересованы, чтобы это дерево у каждого росло как можно больше и быстрее.

Справка “КАРАВАНА”

По всей республике у ЕНПФ 183 офиса обслуживания населения, в том числе – отделения, центры обслуживания, а также УРМ, то есть удаленные рабочие места. Подразделения работают как в мегаполисах, так и в небольших населенных пунктах. А в самые отдаленные районы выезжают мобильные офисы – специально оборудованные автомобили, где есть всё, чтобы оказать жителям абсолютно все услуги, предоставляемые ЕНПФ. Там, где точек фонда нет, часть услуг можно получить в 347 отделениях АО “Казпочта”.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта