Опубликовано: 67200

"В советские годы Петропавловску вернули название Кызылжар: кто виновен в обратном переименовании"― обзор казпрессы

"В советские годы Петропавловску вернули название Кызылжар: кто виновен в обратном переименовании"― обзор казпрессы

Медиапортал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.

 

На портале Zhasalash.kz была опубликована статья Култегин Бека с архивными материалами о возвращении Петропавловску исторического названия Кызылжар.

По мнению автора, несмотря на всю казахстанскую независимость, когда речь идет о национальных интересах, достаточно вопросов, которые до сих пор тревожат душу казахского народа. Одной из них является бездействие по возвращению исторических названий земель, в особенности в северных регионах страны.

В начале советской эпохи, то есть в 1925 году, издание «Правда» сообщило, что название города изменено на Кызылжар. 18 июля президиум Акмолинского губернского исполнительного комитета принял постановление о переименовании Петропавловска в Кызылжар.

«Постановление Акмолинского губисполкома от 18 июля 1925 года о переименовании г.Петропавловска в г.Кзыл-Жар подтвердить и возбудить перед ВЦИКом ходатайство об утверждении этого переименования», ― говорится в тексте документа.

Документ был утвержден Центральным исполнительным комитетом Казахской АССР. Оригинал документа отправили в Москву, копию в Кызылжар. В документе стоит подпись Санжара Асфендиярова.

«Деятель Алаш орды Асфендияров, который в то время был заместителем секретаря Всероссийской ЦКК, рисковал собственной жизнью, дабы вернуть историческое название городу. Смогут ли нынешние власти сделать хотя бы меньшее из этого», ― посетовал автор.

В статье было отмечено, что название города продержалось недолго.  В октябре того же года он снова был переименован в Петропавловск. Этому поспособствовал приезд в Казахстан Филиппа Голощекина.

«Единомыслящие блогеры»

На портале Аbai.kz была опубликована статья о реакции блогеров на ситуацию с безработными жанаозенцами и о том, как она отражается на восприятии кандасов в казахстанском обществе.

По словам автора, после митинга работников из Жанозена в социальных сетях растет количество негативных комментариев в адрес кандасов. В высказываниях известных блогеров хоть и меняется текст, но суть остается все та же.

«По словам этих единомыслящих блогеров, многие активисты, которые отправились в Астану с требованием постоянной работы, являлись кандасами из Узбекистана и Туркменистана. Многие блогеры обвинили их в том, что они злоупотребляют гостеприимством. Вам это ничего не напоминает? Кто-то пытается посеять раздор среди народа? Кто выиграет от того, что разделит народ на группы и натравит друг на друга?» ― задался вопросами автор.

Спустя 300 лет Казахстан не хочет вспоминать «Годы великого бедствия» из-за страха испортить отношения с Россией и Китаем

На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Серика Жолдасбая о том, что в этом году исполнилось 300 лет со времени одной из самых страшных трагедий в истории казахского народа ― «Актабан шубырынды, Алаколь сұлама».

«Несмотря на то, что о событии не забыли отдельные лица, отсутствует какое-либо движение со стороны властей. А эксперты, хотя и дали разную оценку проблеме, указали две основные причины ее игнорирования», ― отмечает автор.

По словам политолога Азимбая Гали,в стране предпочитают не поднимать такие исторические события, как голодомор или «Актабан шубырынды». 

«Я думаю, что основная причина не отмечать историческую дату связана с соседними государствами. Мы находимся между великими державами, такими как Россия и Китай. Если мы будем вспоминать 300-летие «Актабан шубырынды», нам придется открыто говорить и о совершенных соседями поступках. То есть «Актабан шубырынды» имеет международный контекст», ― высказался политолог.

«Народ, который не усвоил правильные уроки из своей истории, обречен совершать те же ошибки», — считает Азимбай Гали.

«Ограничение прав казашек». Почему нельзя вводить налог на браки с иностранцами

На портале Bugin.kz было опубликовано высказывание Манаса Найзабекова о предложении депутатки Каракат Абден облагать налогом этнических казашек, которые выходят замуж за иностранных граждан.

Группа граждан Казахстана начали собирать подписи в петиции о лишении Каракат Абден депутатского мандата. Выступившие против казахстанцы заявляют, что это ограничение конституционных прав казашек.

«Те, кто поддерживает предложение Каракат Абден, не думают о правах казашек, кого они полюбили, кого выбрали или что их побудило выбрать иностранных граждан. Они видят в этом лишь угрозу для казахов. Я считаю неуместным попытки самым меркантильным и фискальным способом пополнить казну», ― процитировал автор юриста Айгерим Кусаинкызы.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи