Опубликовано: 390

"В передовых странах дети учатся только в одну смену": как у нас нагружают маленьких казахстанцев

"В передовых странах дети учатся только в одну смену": как у нас нагружают маленьких казахстанцев Фото - Из открытых источников

Проблемные вопросы нужно решать здесь и сейчас.

Две недели назад в Казахстане начался новый учебный год. Проблема чрезмерной нагрузки на школьников по-прежнему имеет место быть и остается актуальной. Подробнее об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с кандидатом наук и экспертом ЮНЕСКО Василием Шахгулари.

- Василий Вачикович, что вы можете сказать о нагрузке на казахстанских школьников на сегодняшний день?

- Надо посмотреть учебные планы каждого класса – это во-первых. Там есть нормы и пределы, которые нельзя превышать. Санитарные нормы сейчас, если посмотреть, соблюдаются, так что нарушений и превышений в этом плане никаких не имеется. Вопрос в другом: как они регулируются в разных классах? В начальных классах – одно, в среднем звене – другое. Поэтому говоря о каких-то предельных нагрузках, тут нужно персонализировать и смотреть: имеются ли нарушения планов? Есть так называемая вилка между минимальной и предельной нормой.

- А что насчет соотношения и чередования предметов? Например, в расписании у детей может идти подряд несколько языковых предметов. Не тяжело ли приходится детям?

- Это как раз таки вопрос другого порядка: насколько предметная ежедневная нагрузка влияет на умственное и физическое развитие детей. Есть одна вещь, на которую сегодня мало кто обращает внимание. Существуют нормы, которые говорят о том, что умственная нагрузка должна сочетаться с физическими. Если, к примеру, идет нагрузка на мозг на таких предметах, как математика, физика, история, и языки, то это должно сочетаться с предметами, где происходит физическая нагрузка – физкультурой, уроками технологии и другими. Вот здесь и лежит сама проблема: как школа соблюдает эти нормы перегрузки детей на уроках? Если нагрузка идет такая, что, к примеру, первым часом ставят физкультуру, а остальные – серьезные предметы – язык или математика, которые дают мозговую активность ребенку, здесь нужно четко регулировать определенное расписание и соблюдать нормы.

Да, есть объективные вещи, которые почти невозможно разрешить. Нагрузка на самих учителей или нехватка педагогов. Один день учителям нужно давать как методический день, когда они могли бы повысить свой уровень, собираться, обмениваться мнениями. Здесь, с точки зрения самого процесса, есть ряд вещей, которые также нужно отрегулировать.

Перегружаем ли мы детей сегодня, и как перегрузка сказывается на здоровье детей – тут уже нужно говорить о здоровьесберегающих технологиях (есть такое понятие). Есть специальные технологии, которые позволяют создать ребенку нагрузку, но так, что он её не почувствует, но при этом будет виден результат в плане его балансирования во время учебного процесса. На уроках используют различные упражнения: зрительные, на ноги, руки, пальцы. Дети не должны постоянно сидеть, им нужно иногда встать, чуть-чуть подвигаться, иначе сидячий образ жизни вызовет различные проблемы со здоровьем у ребенка. Вопросы есть, они скрываются. Формально этого не делается, но на самом деле перегрузки очень сильно сказываются на развитии детей. Здесь нужно говорить об исследованиях, которые могут четко и ясно ответить на этот вопрос. Но пока что только так.

Видите ли, на бумаге такие санитарные нормы могут соблюдаться. А на практике они либо соблюдаются, либо не соблюдаются по объективным причинам, либо на это обращают меньше внимания в нынешнее время.

- На что еще сетуют родители школьников, так это на слишком тяжелые и непосильные для детей задания школьной программы. 

- Да, еще одна из главных проблем, которая в стране не решается абсолютно – проблема учебников: как сегодня эти учебники отражают возрастные индивидуальные способности детей, как они написаны. В первом классе может попасться такая задача, где присутствует слово, которое совершенно новое для ребенка, но при этом объяснения этого слова даже нигде не написано. Много таких особенностей. Вопросы связаны с такими названиями и задачами, которые позволяют ребенку более глубоко погружаться. Знать его логику, аналитическое мышление, знать его умение самостоятельно принимать решение в ходе работы, выйти на уровень творчества. Таких дифференцированных заданий сегодня очень не хватает. У нас не всегда умеют писать книги, которые могут соответствовать возрастной категории детей, их индивидуальному мышлению и развитию. Эти три вещи нужно учитывать, когда книги пишут. Поэтому очень много нареканий по учебникам. Вы тоже видите, в разных источниках об этом говорят, и родители на это жалуются.

Порой, когда родители грамотные, им самим приходится делать за ребенка домашнее задание, когда видят, что ребенку дают задачи ну явно не по его уровню. Мы должны давать ребенку возможность самостоятельно развиваться, но как это будет происходить, если ребенок вообще ничего не понимает? Поэтому учебники должны быть подробно расписаны, с объяснениями слов, применяемых в научной среде, они должны выглядеть так, чтоб ребенку было приятно их читать и получать знания, - отметил Шахгулари.

Еще одна проблема, связанная с перегрузкой – это момент, который отражает временные дни обучения детей, добавил наш спикер.

- Учеба с утра и с обеда не являются одинаковыми для ребенка. С точки зрения психологии – человек, его мозг, просыпается в 9 утра, и, например, когда ребенок идет учиться с 8 утра, то на первый урок приходится процесс просыпания, соображать быстрее и лучше он начинает лишь со второго урока. С 12 до 16 часов – это промежуток времени, когда солнце бьет по макушке ребенка. В этом отрезке у ребенка уменьшается творческая деятельность, он не может хорошо думать и т.д. Но когда мы отправляем ребенка с 2 часов обучаться, то он попадает как раз в эту яму – мозг отдыхает, а мы нагружаем его предметами, которые подразумевают интенсивную мозговую активность.Там идет провал в понимании таких вещей - ребенок лучше всего функционирует с утра, а не с обеда. В обед у него лучше всего получается творческая деятельность, а с утра, как и у взрослых людей, идущих на работу, у детей настрой на работу в школе.

Поэтому и такая проблема тоже есть. Весь мир – я имею в виду передовые страны – учатся только в одну смену. Первая смена – это основные предметы, а во второй, кто хочет, занимает себя развивающими предметами – кружки, секции и т.д. И перегруженность школ в Казахстане в этом плане тоже является серьезной проблемой, потому что у нас есть школы, которые работают не только в две, но и в три смены. Нам нужно подумать и уже решать эти вопросы. А мы не можем решить их с 2004 года. Численность увеличивается, школы устаревают, новые надо строить, и сегодня они должны соответствовать требованиям современной школы с учетом мировых рейтингов. Вопросы нужно решать и быстро. Не говорить о планах на следующий год и т.д. Изношенность школ составляет около 40 % в стране – это очень большая цифра, - резюмировал отечественный эксперт.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи