Опубликовано: 430

В Казахстане с участием российских экспертов разрабатывается новая система контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке

Алматы. 17 ноября. Kazakhstan Today - В Казахстане с участием российских экспертов разрабатывается новая система контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке, передает агентство со ссылкой на пресс-службу Института национального проекта "Общественный договор".

В пресс-службе напомнили, что с 2008 года в Казахстане реализуется комплексный исследовательский проект "Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция". "Начиная с лета текущего года Российский институт национального проекта (ИНП) "Общественный договор" в сотрудничестве с НДП "Нур Отан" осуществляет пилотные проекты на юге Казахстана", - уточнили в пресс-службе. По словам главы ФНБ "Самрук-Казына" Кайрата Келимбетова, "начата работа над внедрением исследовательского проекта, нацеленного на совершенствование институциональной среды для малого и среднего бизнеса". Как сообщает пресс-служба, одним из направлений деятельности разработчиков является формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности (КНД) на потребительском рынке. В настоящее время в сфере контроля на потребительском рынке и защиты прав потребителей эксперты зафиксировали много проблем правового, экономического, организационного и социального характера. Так, на сегодняшний момент потребительский рынок Республики Казахстан характеризуется: высокой монополизацией; присутствием опасных и фальсифицированных товаров; недостаточной информированностью и просвещенностью потребителей; недостаточной координацией органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей; отсутствием или неразвитостью механизмов разделения ответственности между регуляторами и участниками потребительского рынка. Кроме того, в процессе мониторинга проблем, непосредственно связанных с системой контроля и надзора за безопасностью и качеством потребительских товаров, были выведены следующие объективные характеристики потребительского рынка Казахстана: асимметрия информации между продавцом и покупателем относительно качества товара или услуги; неравенство в переговорной силе между продавцом и покупателем, влияющее на решение конфликтных ситуаций и обусловленное разницей в ресурсных ограничениях средней фирмы-продавца (производителя) и среднего гражданина-покупателя. "Таким образом, на потребительском рынке может возникнуть ситуация извлечения продавцами прибыли за счет ненаблюдаемых покупателем затрат (на качество сырья, обеспечение условий хранения и так далее), связанных с опасностью для жизни, здоровья или имущества покупателей. Помимо нанесения непосредственного ущерба гражданам, такая ситуация имеет также долгосрочные экономические эффекты. В частности, преимущества, извлекаемые недобросовестными участниками рынка, приводят к постепенному вытеснению качественных товаров товарами некачественными или не соответствующими заявленным свойствам (причем далеко не всегда реализуемых по относительно более низким ценам), что не позволяет обществу пользоваться положительными эффектами конкуренции", - говорится в тексте. В рамках концепции "позитивной реинтеграции государства, общества и бизнеса" устойчивое развитие системы контроля и надзора за безопасностью потребительских товаров достигается за счет взаимодействия госорганов контроля и надзора, общественных организаций и бизнес-сообщества, полагают эксперты. Поэтому важным представляется вопрос о критериях, по которым следует оценивать эффективность существующей системы КНД. "Очевидно, что критерием эффективности контрольно-надзорной деятельности не могут являться количественные показатели о числе проведенных проверок, выявленных нарушений, привлеченных к ответственности субъектов рынка. Система контроля и надзора на потребительском рынке имеет первоочередной задачей эффективную защиту прав потребителей на качественный и безопасный товар. При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи