Опубликовано: 18300

В Казахстане наступил дефицит газа

В Казахстане наступил дефицит газа Фото - архив "Каравана"

Прогноз «Каравана» сбылся: в большинстве регионов Казахстана нет автогаза. Автовладельцы не могут заправиться свои машины и вынуждены переходить на более дорогой бензин, что понижает их уровень жизни. Это значит, что в стране официально наступил сезонный дефицит газа.

- Для нас нет ничего необычного. Причина в том, что выделяемого министерством энергетики объёма газа по плану поставки не хватает. Мангыстауской области выделяют обычно 17 тысяч тонн при потребности в 20 тысяч тонн, - рассказал медиа-порталу «Caravan.kz» владелец ТОО «LPG trade» Нурлан Турикпенбаев.

Мангыстау – самый крупный потребитель сжиженного газа в стране. Здесь ГБО оснащено 76 тысяч автомобилей – половина парка. И это только официальные данные. Значительная часть автовладельцев попросту забили на регистрацию.

Недостающие 3 тысячи тонн завозят две компании: ТОО «LPG Trade» и ТОО «ТанаГазКом». Они покупают газ у ТШО по коммерческой цене, но министерство энергетики запрещает продавать этот товар по цене выше предельной розничной, которая была установлена для региона - 54 тенге за литр. В итоге маржа не покрывает расходы газосетевых компаний.

- Я могу вообще закрыть заправки, что тогда будет, я знаю… Чтобы не работать в убыток, выплачивая зарплату 180 сотрудникам, налоги, погашать кредиты. Я последние месяцы аккумулирую убытки при таких обьемах и цене, - возмущается предприниматель.

Другая причина дефицита - остановка ШНОСа в Шымкенте.

- Газоснабжающие организации (ГСО) Алматы из-за ремонта в Шымкенте перевели на CNPC в Актобе. И у нас тут же возникли логистические проблемы, - рассказывает работник одной из ГСО города на условиях анонимности. – Шымкент ближе, поэтому оттуда цистерна к нам идет 4 дня. Ну максимум 5 дней. Но с нашим «КТЖ» так не получается. Эта компания может затянуть доставку на неделю, на десять дней. У тебя уже газ закончился, а поставки нет.

В этом месяце ПНХЗ встал на ремонт, наш объем перераспределили на CNPC в Актобе. А оттуда дорога дольше. И планировать с ними невозможно: им без толку говорить, когда тебе удобно получить газ. Отправят, когда им надо, и радуйся, что дали. Поэтому Топливная ассоциация всех предупредила о возможной проблеме, попросила минэнерго дать план распределения на июль заранее. Но все равно этот документ чиновники выкатили только 1 июля. Так что часть вины за этот дефицит газа лежит все-таки и на министерстве энергетики.

Третья причина: окончательную цену на газ дали только в июле. В принципе, то, что цены на газ будут расти, было известно давно. Более того, минэнерго разместило проект постановления на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения. Там предполагалось, что цены вырастут на 4-6 тенге в зависимости от региона страны. Но где и насколько вырастут, было непонятно. Поэтому, наверное, и комиссия по распределению сжиженного газа не могла дать четкий ответ, куда и сколько топлива будет распределено. Через неделю в Казахстане наступит дефицит автогаза

И здесь кроется большое недовольство ГСО позицией министерства энергетики. Цену на газ подняли, но эти 4-6 тенге пойдут не всем, а только заводам, производящим сжиженный газ.

- Скажите, сколько, по-вашему, людей живет в Алматы? – спросил владелец другой газовой заправки. – По моим ощущениям, миллиона три точно. Это самое сильное место притяжения для всего юга и востока страны. Сюда каждый день заезжает по полмиллиона человек из окружающих город районов Алматинской области. И вот на этот мегаполис дают газа, как Северо-Казахстанской области, где живет 500 тысяч человек. Примерно по 5,5 тысячи тонн в месяц. Еще 5,5 тысячи тонн дают двухмиллионной Алматинской области. Итого на пять миллионов человек выходит 11 тысяч тонн газа. Ну, это несерьезно! Понятно, что газификация автомобилей здесь не такая глубокая, как в Мангыстауской и Актюбинской областях, но ведь юг всегда брал большим населением. Мы уже устали говорить об этом.

Для такого мегаполиса и экономического центра страны такой объем газа – это как понюхать. Если поставки не будут увеличены, то такой летний дефицит будет постоянным.

Согласно плану поставок сжиженного газа от министерства энергетики на июль для Алматы было выделено 4 тысячи 805 тонн, для Алматинской области – 4 тысячи 968 тонн, для СКО – 4 тысячи 590 тонн. А для одного из самых газифицированных регионов – Актюбинской области выделено 9 тысяч 230 тонн. При этом в Алматы и Алматинской области вместе в апреле было 40 тысяч автомобилей, оборудованных ГБО, а в Актюбинской – 37 тысяч.

Ну и пятая причина дефицита - остановка НПЗ на ремонт.

1 июля на плановый ремонт встал ПНХЗ. Это означает, что из оборота была выведена пятая часть всего автогаза, доступного в стране. На срок ремонта НПЗ сделал запасы бензина и дизельного топлива. Но с автогазом так не получится. У Павлодарского нефтехтимического завода нет мощностей для хранения сжиженного газа. Его парк рассчитан на хранение трехдневного запаса продукта.

Точно такая ситуация с НПЗ в Шымкенте. Завод PKOP частично остановят на ремонт с 3 по 14 июля.

И вчера 3 июля аварийно встал третий НПЗ страны в Атырау. Причина: авария на МАЭК в Актау. Когда их всех запустят — еще вопрос. Поэтому все дружно запасаемся терпением и попкорном.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи