Опубликовано: 15100

"Газуй, или проиграешь": Казахстан снова идет к дефициту автогаза

"Газуй, или проиграешь": Казахстан снова идет к дефициту автогаза Фото - Айгуль Акыбаева

Почти 13 лет назад, в сентябре в Казахстане представили проект: «Перевод автомобильного транспорта города на компримированный природный газ (КПГ)». Через год на газе должны были работать почти две тысячи автобусов в Алматы. 

Идея была благой: вешаешь на любой автобус или грузовик баллон с газом, чуть допиливаешь систему впрыска - и у тебя транспортное средство по стандарту Euro-2. Хоть в Германию его отправляй, или во Францию. Природный газ снижает выбросы серы и бензола в выхлопных газах сразу в два раза, углекислого газа - в 10 раз, и экологии помощь.

Идея пошла на ура. Но только в общественном транспорте. А надо было подтолкнуть перейти на автогаз всех автолюбителей. В 2014 году Казахстан производил 2,5 млн тонн сжиженного газа в год, используя из них всего 600 тысяч тонн. А если задействовать все эти объемы, то можно и от дефицита топлива избавиться, и от поставок ГСМ из России отказаться. То есть изначально газ рассматривался как заместитель бензина и дизтоплива. Не более.

Простые люди откровенно боялись ставить газ на свои «ласточки». Газобаллонное оборудование (ГБО) было дорого и не самое надежное. А если взорвётся? В итоге до 2014 года автомобилей с ГБО было всего четыре тысячи по стране.

Догоним и перегоним

Тогда же, в 2010 году, была принята Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды на 2009–2018 годы. Ее целью был ускоренный переход автотранспорта на использование газа. Тогда планы казались амбициозными: к 2018-му число автомобилей, работающих на газе, должно составить 54 тысячи, а к 2027-му - 100 тысяч.

По факту через год на газе работали уже 19 тысяч автомобилей. К 2020 году переоборудовали уже 355 тысяч машин - 8 % автопарка страны. В апреле 2023 года газ потребляли уже больше полумиллиона автомобилей - каждый десятый в Казахстане. Наверное, это единственная успешная государственная программа. Настолько успешная, что теперь встала другая проблема: газа не хватает.

Когда принимали программу по снижению загрязнения окружающей среды, имелся в виду природный газ. В основном для регионов, снабжаемых по магистральным газопроводам. На станции его отбирают и сжимают – компримируют. Но оказалось, что природного газа не хватает. Решили использовать попутный нефтяной газ. В прошлом году наши компании получили 53,3 млрд кубометров газа. На внутренний рынок ушло меньше половины – 19,3 млрд кубов. Правда, сжиженного газа получают в Казахстане не так много. В прошлом году на внутренний рынок поставили 2,8 млн т топлива. И рост производства сжиженного газа не успевает за ростом потребления.

Каждый десятый наш

По данным МВД, каждый год регистрируется по 40-50 тысяч автомобилей, оборудуемых ГБО. Число таких машин растет быстрее, чем автопарк страны. В апреле в стране было 4,9 млн автотранспортных средств. В том числе 506 тысяч, переоборудованных для использования автогаза.

Все выгоды налицо. Газ – самый дешевый вид топлива. Литр газа стоит 65-75 тенге против 200-210 тенге за литр бензина.

Установка ГБО тоже подешевела – с 300 тысяч тенге 6-7 лет назад, до 60-80 тысяч сегодня. Эти затраты можно окупить за месяц-два.

Нет газа – можно легко перейти на привычный бензин. Красота! Но чего это стоит?

Цену на сжиженный газ наше правительство откровенно боится поднимать. Тут все просто: Мангыстауская и Актюбинская области лидеры по переходу на автогаз. В первой больше половины всех автомобилей уже оборудованы ГБО. Во второй – больше четверти автопарка. Если взять показатели только этих двух регионов, то они уже давно перевыполнили ту самую программу по газификации страны за всех нас вместе взятых."В Китае это посчитали бы сепаратизмом": что не так с новыми блокпостами в Кызылординской области

Третий по числу автопарка с ГБО – Туркестанская область. Почти 20 %. И это тоже очень критичный регион страны, хотя бы по численности населения.

Одновременно в этих регионах проживает больше всего бедных и сильнее заметно расслоение общества по доходам. Несмотря на официальные средние показатели, которые говорят, что Мангыстау и Актобе - богатые области.

Проверить это можно по распространению автогаза в реально богатых регионах. В Казахстане это города-столицы. В Алматы ГБО оборудованы 5 % автомобилей, в Астане – 8 %.

Вообще использование автогаза можно рассматривать как еще один маркер благополучия региона. «Средняя температура по больнице» у нас в стране - 10 %. Все что выше – откровенно бедные регионы. Все что ниже – относительно богатые.

Вялый рост доли машин на ГБО – регион живет относительно хорошо. Быстрый рост – четкий индикатор ухудшения качества жизни. И это уже вопрос акимату. Например, в Жамбылской области число автомобилей с ГБО за 5 лет выросло в 2,5 раза. В относительно благополучной Костанайской – на 67 %. В Астане – меньше чем наполовину.

Богатые в Казахстане обычно не сильно шумят, когда что-то растет в цене. Помните, как реагировали люди, когда правительство наконец решилось отпустить цену на бензин и керосин? Народ повозмущался, порассылал по соцсетям фото с новым ценниками на заправках и успокоился.

А вот с бедными проблема. Цена на газ стала одним из триггеров для Кантара. Даже рост цен на хлеб так не смог расшевелить народ. Скромный автогаз смог. Поэтому слово «газ» включает все механизмы социальной поддержки и негласного договора между государством и населением.

На гребне волны

В этом году дефицит может образоваться сразу за счет трех факторов.

Автогаз - товар интересный. Его потребление быстро растет летом и снижается зимой. Обычно в июне его покупают больше на треть по сравнению с февралем. Летом люди больше двигаются по стране по работе и к родственникам.

На это наложится быстрый рост потребителей: число автомобилей с ГБО выросло за год на 60 тысяч.

Нежелание поднимать цены заставляет поставщиков газа работать в убыток. Например, в Костанае поставщики газа работали всю зиму в минус: при цене в 70 тенге за литр убыток выходил в 9 тенге. 37,6 тенге – закупочная цена за 1 кг газа. 29 тенге стоит доставить этот газ до Костаная. 17 тенге – расходы по содержанию базы. 2 тенге – проценты по кредитам. 33 тенге – зарплата работникам с отчислениями. 10 тенге – доставка газа по районам. 4,5 тенге – налоги.

На чем экономить газовикам? На налогах? КГД задавит всех, кто не желает делиться с казной. На зарплате работникам? Все вокруг, акиматы в том числе, просят поднимать зарплату наемному персоналу. А сокращение зарплаты чревато снижением уровня безопасности на опасном производстве. На доставке по районам? Власти быстро лицензии лишат.

В такой ситуации бизнес сокращает расходы через снижение закупки товара. Это третья причина возможного дефицита автогаза.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи