Опубликовано: 18700

Через неделю в Казахстане наступит дефицит автогаза

Через неделю в Казахстане наступит дефицит автогаза Фото - Айгуль Акыбаева

Министерство энергетики начало бурную деятельность для обеспечения Казахстана сжиженным газом.

1 июля на плановый ремонт встанет ПНХЗ. Это означает, что из оборота будет выведена пятая часть всего автогаза, доступного в стране, пишет медиа-портал «Caravan.kz».

О плановом ремонте сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев 6 июня. Срок ремонта – 40 дней. На этот период сформирован необходимый запас дизельного топлива и бензина А-95.

Но с автогазом так не получится. У Павлодарского нефтехтимического завода нет мощностей для хранения сжиженного газа. Его парк рассчитан на хранение трехдневного запаса продукта. Понимая это, еще в понедельник, по данным местных предпринимателей, в Актау прибыла группа из министерства энергетики, которая намерена добиться от ТШО согласия на увеличение поставок сжиженного газа на внутренний рынок.

Топливо бедных

- Закрыть дефицит газа принципиально, особенно для Актюбинской и Мангыстауской областей, - рассказал исполнительный директор Топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов. – Именно там наибольшая доля автомобилей оснащена газобаллонным оборудованием (ГБО). По данным МВД, в Мангыстауской области 52 % транспорта с ГБО, в Актюбинской – 26 %. Но этим цифрам не совсем можно верить. "Газуй, или проиграешь": Казахстан снова идет к дефициту автогаза

Сейчас потребление будет расти десятками процентов в год, так как люди беднеют, но стиль жизни менять не хотят. Поэтому они ставят на свои автомобили ГБО и сокращают расходы на топливо в три раза.

- Мы в свое время провели анонимное исследование среди заправщиков, хотели узнать, сколько автомобилей, оборудованных ГБО, имеют регистрацию. Оказалось, порядка 30 процентов не имели регистрацию. То есть поставил ГБО и катается, - рассказал Жаксылык Жанкалов. - Сейчас полиция при регистрации автомобиля во время купли-продажи не проверяет двигатель, поэтому за этим никто не следит. Хотя по закону это переоборудование автомобиля, которое подлежит обязательной регистрации.

Кроме этого, постоянно увеличивается количество промышленных потребителей. Они уходят от дизеля и переходят на газ. Это очень хорошо чувствует рынок. Особенно активно этим занимаются дорожно-строительные компании, которые хотят снизить свои затраты.

Две недели работаем, две отдыхаем

- На июнь для Актюбинской области выделили около 10 тысяч тонн, а по-хорошему в летний период надо выделять 14 тысяч тонн, - рассказал «Каравану» один из владельцев газоналивных станций региона на условиях анонимности. – Это очень мало, нам не хватает. Говорят, что проблемы у заводов. Я думаю, в июле, в следующем месяце, в двадцатых числах вообще не будет газа. Когда выделяют малый объём, мы отрабатываем 15-20 дней, остальное время бездельничаем. У нас очень большая потребность в газе. Актобе и Актау. Очень большое количество машин газифицировано. Для Актобе надо 14 тысяч тонн, чтобы она тихо сидела.

Если летом через регион поедут россияне, а у граждан РФ сейчас очень небольшой выбор для проведения отпуска, значит казахстанское направление будет востребованным у автолюбителей, то дефицит будет более острым.

- Актау на июнь выделили 17 тысяч тонн. А общая потребность 20 тысяч тонн. Нехватка две-три тысячи тонн, - сообщил «Каравану» владелец одной из газовых заправок в Актау. - Помощи акимата нет, министерства нет. Говорят крупные компании договорились с ТШО и им продадут недоставющие 2,5 тысячи тонн газа по 140 долларов за тонну. У других такого нет.

140 долларов - это рыночная цена. Этот газ ГСО смогут продавать только предприятиям, не частным лицам. Значит, что или цена на такое топливо будет выше установленной государством нормы, или сеть будет работать себе в убыток.

По официальным данным, в 2022 году ТШО реализовал более 1,19 миллиона тонн сжиженного газа. При этом на внутренний рынок предприятие поставляет по 10 тысяч тонн в месяц. Таким образом, на экспорт компания поставляет более миллиона тонн газа. Казахстанский бензин массово вывозят в Кыргызстан: что происходит

При этом все поставки газа на внутренний рынок Казахстана - всего 130-140 тысяч тонн. И он стабильно растет, так как растет число автомобилей, оборудованных ГБО.

Но СП невыгодно работать с внутренним рынком, так как он сильно зарегулирован правительством. Установлены предельные цены на всех этапах производства так, чтобы на выходе, на пистолете цена не была выше 65 тенге за литр. Для Актау и Актобе условия еще более жесткие: здесь цена за литр газа 50 тенге.

Предложение у нас одно

Когда ПНХЗ снова заработает, точно неизвестно. Обычно здесь стараются закончить ремонт побыстрее. Но в сентябре сокращает выработку CNPC. В октябре останавливается завод в Актау. Страна вступает в полосу хронического дефицита газа.

- Предложение у нас одно: надо увеличивать производство, - считает исполнительный директор Топливной ассоциации. - Но для этого нужны инвестиции. Деньги в промышленность пойдут, только если инвесторы увидят, что это производство выгодно. А государство жестко регулирует цены. Поэтому денег нег и нет топлива. Производство в Казахстане нерентабельно. Сегодня заводы вынуждены продавать газ по 36 тысяч тенге.

Недавно считали себестоимость по CNPC, по заводу на Жанаозене. У них вышла стоимость 65-70 тысяч тенге тонна. Или 40 тенге за литр. Это оптовая цена. Тогда на пистолете при нынешних ограничениях газ будет стоить минимум 75-80 тенге за литр. Но сюда надо приплюсовать еще 10 тенге за доставку топлива по железной дороге: в феврале и апреле КТЖ дважды подняло свои тарифы на перевозку, что тоже ударило по ценам.

На станции Туркестан, пограничном переходе с Кыргызстаном, тонна сжиженного газа стоит 200 долларов. Тендерная цена газа с ТШО в мае была 150 долларов за тонну без НДС и транспортных расходов. Для Алматы такой газ обойдется в 95-100 тысяч тенге за тонну. Или 90 тенге за литр на заправке. Это показывает, что если цену поднять, то предложение на рынке появится и дефицита не будет.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи