Опубликовано: 20700

Тарифный шок: почему казахстанским абонентам бесконечно поднимают стоимость связи

Тарифный шок: почему казахстанским абонентам бесконечно поднимают стоимость связи Фото - Caravan.kz

В самом конце декабря, буквально под Новый год, компания «Билайн» сделала «подарок» своим абонентам, в очередной раз просто поставив их перед фактом нового повышения тарифов с 1 февраля 2024 года. А всем несогласным посоветовав «обратиться на сайт компании» - где, как правило, ничего вразумительного сообщить не могут. Такие же факты, как выяснилось, наблюдались со стороны и других

операторов

Напомним, что накануне нового года Агентством по защите и развитию конкуренции РК в рамках рассмотрения обращений абонентов о повышении цен были проанализированы условия тарифных планов и динамика изменения цен на услуги сотовой связи. И установлено, что в 2023 году по тарифным планам сотовых операторов зафиксирован значительный рост цен от 7,7 до 57,3 процента. Например, только в период с мая по июль прошлого года сотовые операторы, опубликовав информацию на своих официальных сайтах, последовательно повысили стоимость оказываемых услуг на более чем 30 тарифных планах с ежемесячной абонентской платой.

Поэтому, с учетом пункта 3 статьи 199 Предпринимательского кодекса, в связи с повторным обнаружением в календарном году признаков антиконкурентных согласованных действий Агентством были начаты расследования в отношении сотовых операторов АО «Кселл», Тele2/Altel и «Билайн».

Оператор решил повысить цены на «отдельные тарифные планы». Речь идет о повышении ценовой планки, начиная от 1300 тенге и выше.

- У меня тариф «Интернет дома», за который я до сих пор платил 5890 тенге, однако накануне Нового года мне пришло сообщение от компании о том, что я буду вынужден теперь платить за ту же услугу, качество которой, кстати, оставляет желать лучшего, 7190 тенге с 1 февраля 2024 года. Хотя я приобрел данный тариф пару лет назад, когда он стоил еще «всего-то» 3900 тенге, - посетовал житель столицы Борис Невьяненко. Добавив, что акцию «Безлимитный 4G» ему «позволили» продлить до 30 ноября 2024 года.

- Зачем она мне, если я ей не пользуюсь? – недоумевает астанчанин.

Другим абонентам, которые также «сидят» на данном тарифе, и вовсе пообещали поднять расценки до 14 180 тенге в месяц. 

Почему происходит очередной «беспредел» с тарифами у сотового оператора, который наряду с парой-тройкой других является практически монополистом на рынке предоставления услуг связи в республике, никто, похоже, пояснить не в состоянии. Самое странное, что данная информация словно прошла мимо Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, которое вроде как обязано соблюдать интересы казахстанских абонентов. Однако, как уже это происходит не первый в раз, «спасение утопающих оказывается делом рук самих утопающих», Тем более, что в прошлом году операторы уже поднимали тарифы минимум трижды, точно так же, не спрашивая согласия абонентов, а просто ставя их перед фактом, добавляя в качестве странных «бонусов» никому не нужные функции, взамен набавляя тысячи тенге. В качестве примера можно назвать пертурбации с тарифом «Все за 2590 тенге», который внезапно в середине лета стал 3990 тенге, при этом качество сотовой связи, как и прежде, до сих пор неизменно вызывает справедливые нарекания.

Так же, как невнятные пояснения, периодически являющие собой повторения одного и того же – дескать, рост инфляции, повышение расценок на электроэнергию, любимая мотивировка – рост потребления Интернета, девальвация и иже с ними якобы не позволяют компании оставлять прежние цены на услуги сотовой связи и Интернета в республике. Правда, на сей раз ко всему прочему добавились формулировки, которые звучат не иначе как попыткой оправдаться, что ли – это то, что Мы не пересматривает стоимость всех тарифных планов одновременно». И во-вторых, «меняются только архивные тарифы, величина которых была установлена два-три года назад и перестала соответствовать рыночной».

Ну, а то, что «компания непрерывно инвестирует в развитие и расширение мобильной сети – только за последние три года капитальные расходы компании составили 220 миллиардов тенге, а расходы в 2023 году по сравнению с 2021 годом выросли на 37 процентов» - как заявили в «Билайн» порталу bes.media, доверия клиентов не прибавляет. Между тем инвестиционные возможности сотовых операторов только возрастают. Так, согласно данным Бюро национальной статистики, в 2023 году объем инвестиций в отрасль связи и информации за период январь-ноябрь составил 373 768 573 тенге, что почти в три раза превышает сумму за аналогичный период 2022 года.

Можно ли через суд заставить мобильного оператора оставить пользователю старый тариф

Но куда и на что идут все эти деньги? Почему сотовая связь в Казахстане до сих пор оставляет желать лучшего, колеблясь между «средней» и падая до уровня «очень плохая», несмотря на все сборы и поборы?

Да, Агентство по защите и развитию конкуренции инициировало поправки в правила в части установления запрета на изменение условий тарифных планов на сотовую связь, изменения тарифов на основе обоснованных затрат, а также введения запрета на повышение тарифов на услугу доступа к сети Интернет в связи с изменением объема включенных в тарифный план услуг без согласия абонента. А также ряд других норм, направленных на защиту прав потребителей, о чем наше издание уже сообщало.

Вот только когда это произойдет? И произойдет ли?

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи