Опубликовано: 30

Сможет ли Европа занять место Америки в Евразии?

Сможет ли Европа занять место Америки в Евразии?

Испанское издание La Razon опубликовала материал на тему того, сможем ли Европа занять место Америки в Евразии.

"Караван" предлагает вашему вниманию полный перевод данной публикации.

Больше месяца назад президент Байден подтвердил намерение завершить самую долгую войну в американской истории, вернув войска из Афганистана. Процесс эвакуации уже начался. США намерены передать все свои военные базы и часть оборудования афганской армии. Однако этого может быть недостаточно, чтобы не допустить краха официального Кабула, наступления и последующего прихода к власти талибов, как это было в 1989-1992 годах после вывода советских войск.

Так что неудивительно, что лидеры ЕС уже выразили озабоченность по поводу вывода американских войск и сдвига геополитического баланса. Географическая удалённость Афганистана не мешает стать ей одним из основных источников беспокойства для европейских стран. Страна занимает второе место в ЕС как страна “исхода”. За два оследних года было подано более 100 000 прошений на предоставление убежища в разных европейских странах. Если же талибам удастся восстановить абсолютную власть, есть риск, что страна снова превратится в убежище для террористов, экстремистов и исламских фундаменталистов и начнет активно экспортировать их за пределы своих границ.

Поскольку у ЕС мало шансов разработать всеобъемлющую стратегию противодействия терроризму на отдаленных границах Евразии, единственным жизнеспособным вариантом является объединение усилий со странами, которые, в отличие от США, не могут уйти из региона - с теми, кто уже десятилетиями борется с террором, причем весьма успешно.

Конечно, речь идет о постсоветских республиках Центральной Азии, и прежде всего, о Казахстане, крупнейшей экономике и естественном лидере Центральной Азии, который находится на переднем крае борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Казахстан - уникальное государство, расположенное на перекрестке дорог между Китаем, Россией и Европой, унаследовавшее от Советского Союза светские традиции и развитые сильные государственные институты, жизненно важные для страны. При этом, около 70 процентов населения страны составляют мусульмане.

В период с 2013 по 2020 года средний рейтинг Казахстана в Глобальном индексе терроризма, который измеряет уровень террористической активности в странах мира и показывает, какие из государств и в каких масштабах сталкиваются с террористической угрозой, составлял 80. Это лучше, чем аналогичный показатель Франции и Испании - 24 и 70 соответственно: чем меньше индекс, тем ниже в рейтинге располагается страна и тем она безопаснее. Это результат сбалансированной политики, разработанной Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, который был не только поборником постсоветских интеграционных усилий, но и архитектором инфраструктуры региональной безопасности. Назарбаев руководил межправительственной Конференцией по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) - форумом, целью которого было укрепление безопасности и стабильности в Азии. Основанный в 1999 году с 16 государствами-членами, СВМДА в настоящее время насчитывает 27 полноправных государств-членов и 8 наблюдателей.

В 1999 году указом президента было создано Министерство по делам религий и гражданского общества, ставшее основным органом, контролирующим причины и корни экстремистских действий. С 2010 года в Казахстане было зарегистрировано менее 20 террористических актов, в результате которых погибло около 40 человек (за исключением самих террористов), по сравнению с сотнями терактов в Афганистане, унесших более 24 000 жизней. 16 из убитых людей были военнослужащими, расследовавшими деятельность экстремистских сетей. Сегодня в Казахстане действует одна из самых эффективных систем отслеживания трансграничных перемещений лиц, связанных с экстремистскими группировками.

Нынешний лидер Казахстана, президент Касым-Жомарт Токаев, опытный дипломат, продолжает борьбу с терроризмом. Он поддерживает тесные связи с иностранными лидерами и, в частности, со своим афганским коллегой Ашрафом Гани, поскольку Казахстан поддерживает внутриафганский диалог и регулярно оказывает стране гуманитарную помощь.

За последние двадцать лет Казахстан подтвердил свой статус надежного партнера в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Россия, чья сухопутная граница с азахстаном является второй по протяженности в мире, идет по пути максимального упрощения пограничного контроля с соседом. Сейчас пришло время Европе предложить новую стратегию, привносящую региональный аспект в свою политику и способствующую созданию всеобъемлющей инфраструктуры безопасности, способной лучше защищать ЕС от экстремистской угрозы и бесконтрольной миграции.

И Казахстан может сыграть в этом незаменимую роль. Во-первых, Брюссель и Нур-Султан могли бы объединить усилия для разработки дипломатического формата, способного «усадить» а стол переговоров противоборствующие афганские стороны - правительство и “Талибан”. Ведь именно Астанинский процесс позволил начать переговорный процесс между конфликтующими сирийскими группировками в 2017 году.

Во-вторых, Казахстан может поучиться у ЕС, и особенно у Франции, в деле создания региональных сил безопасности, таких как Сахельская группа пяти (G5 Sahel), являющуюся межправительственным форматом сотрудничества, с тем чтобы предлагать региональные меры реагирования на различные проблемы, и в первую очередь, на угрозу распространения экстремизма и терроризма. С этой целью ЕС мог бы продвигать и поддерживать идею Центральноазиатского союза, которую продвигал Президент Назарбаев еще в 2004 году. Пришло время вернуться к этой идее.

И наконец, растущее участие ЕС в евразийских процессах будет способствовать усилению европейского влияния в регионе, стратегически расположенном между Китаем, Россией и Большим Ближним Востоком, который очень ориентирован на Европу (Казахстан – единственное центральноазиатское государство, в котором более половины экспорта направляется в ЕС, а доля европейских прямых инвестиций в общей структуре более, чем значительна).

Вывод американских войск из Афганистана выглядит как брешь в системе региональной безопасности. Европе нужно действовать, и быстро. И лишь вместе с сильными региональными игроками она может заполнить пробел и играть решающую роль в евразийской геополитике.

Автор: Юлия Жучкова, является научным сотрудником АНО «Центр изучения постиндустриального общества»

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи