Опубликовано: 20700

Шпионы и диверсанты в Казахстане. Какие тайны хранят архивы КГБ

Шпионы и диверсанты в Казахстане. Какие тайны хранят архивы КГБ

В 2014 году, к 60-летию КГБ с некоторых документов контрразведки был снят гриф «Секретно». Сейчас трудно поверить, что в наших степях кипели страсти, будто сошедшие с экранов из фильмов о Джеймсе Бонде. Элегантные шпионы, отряды диверсантов с промытыми мозгами, перестрелки, погони и роковые красотки.

Меня зовут Ницше. Вильгельм Ницше

Для начала стоит отметить, что документы рассекречиваются поэтапно, и источники у них разные, поэтому во многих историях есть белые пятна. К тому же версия из архивов КГБ Москвы может значительно отличаться от версии из региональных архивов, и сейчас невозможно точно сказать, кто из них ближе к истине.

Самая драматичная из шпионских историй произошла в довоенном Актюбинске.

В 1939 году в этот маленький городок прибыл немецкий инженер Вильгельм Ницше. Точно неизвестно, приходился ли он родственником известному философу, но сам Вильгельм, желая произвести впечатление на дам, утверждал, будто приходится Фридриху племянником.

Как и киношный Бонд,  Вильгельм обожал дам, дарил им дорогие подарки, любил покутить, насколько это было возможно в провинциальном городишке 30-х годов. Дамы тоже были без ума от Ницше. Подтянутый, с хорошими манерами, элегантный. Он очень отличался от актюбинских пролетариев. Перед обаянием Вильгельма не устояла даже княгиня Ухтомская, которую сослали в наши степи. Её муж ещё в гражданскую сбежал в Китай.

Ницше легко завёл друзей как среди простых работяг, которых щедро угощал выпивкой по любому поводу, так и среди чиновников и начальства. "Люди периодически сплевывают": как в секретных документах ЦРУ описывался Казахстан

Ницше устроился инженером на завод, чинящий оборудование по добыче нефти. Биография Вильгельма подозрения не вызвала, и документы были в порядке. НКВД немного настрожил тот факт, что инженер такого уровня выбрал для проживания скромный Актюбинск, но Вильгельм быстро развеял их сомнения.

Княгинями соблазняли

Он заявил, будто по национальности он не немец, а чех, и родился в Австро-Венгрии,. После Первой мировой, когда империя распалась, он понял, что нет ничего лучше власти рабочих и крестьян, поэтому бежал в Киев, но там с работой по специальности не срослось, и Ницше решил отправиться в самую глубь молодой республики, где его таланты будут востребованы.

Легенда звучала так себе, но инженеры в Актюбинске были нужны, да и начальство отзывалось о Вильгельме хорошо. А то, что он крутит романы с княгинями и живёт на широкую ногу, так по-мужски его понять можно.

Ницше приняли инженером на механический завод «Эмбанефть», который занимался починкой нефтяного оборудования. Там Вильгельм показал свой профессионализм, легко решив задачи, над которыми долго бились советские инженеры.

Такого специалиста быстро переманил крупнейший актюбинский завод ферросплавов. Дескать, негоже таланту прозябать на маленьком заводике.

Ницше и тут стал работать на совесть, ночами просиживая в кабинете. Единственной его странностью было постоянное напоминание, что неплохо было бы пригласить на завод немецких специалистов. Война ещё не началась, но с нацистской Германией у СССР отношения уже были напряженные, поэтому такие слова звучали странно. Но и это прощалось Вильгельму. Ну, хочет человек поговорить с земляками на родном языке, что тут преступного?

Ищите женщину

Подозрения Ницше вызвал только тогда, когда оборудование чугунного литья по его проектам стало выдавать много брака. Затем отказала электростанция, спроектированная Ницше, а потом на территории завода случился пожар, потому что Вильгельм приказал обжигать продукцию рядом с емкостями с мазутом.

Нерадивого работника хотели отправить под суд за халатность и саботаж, но тут спецы из НКВД наконец опомнились. Для начала они отправили запрос киевским коллегам, знают ли они Вильгельма Ницше. Из Киева пришёл ответ, что Вильгельм Ницше им хорошо знаком. В первую мировую он воевал на стороне Австро-Венгрии против России, попал в плен, там «раскаялся» и попросил советское гражданство. Военных преступлений за Ницше не числилось, поэтому его просьбу удовлетворили, но получив серпастый-молоткастый, Вильгельм тут же сбежал из Киева. Сухой паёк для солдат НАТО, России и Казахстана: кого лучше и хуже всего кормят

После первой зацепки чекисты проверили и княгиню Ухтомскую. Оказалось, что она ещё до революции дружила с дочерью немецкого консула, которую пару лет назад задержали за шпионаж в пользу Германии. Более того, с немецким консулом дружил и сам Ницше. Княгиня Ухтомская работала конторщицей на заводе. То есть имела доступ ко многом документам. Получается, что связывала Ницше и Ухтомскую не только любовь.

Просто отправить Вильгельма в лагеря или даже расстрелять за шпионаж мало. Необходимо накрыть всю шпионскую сеть. Для этого в Москве разработалась специальная операция. Под видом долгожданного специалиста из Баварии в Актюбинск приехал советский разведчик.

 

Взболтать, но не смешивать

Вильгельм Ницше был осторожен. В разговоре с разведчиком он стал употреблять немецкие жаргонизмы, словечки из баварского диалекта, пословицы и поговорки, понятные только коренным немцам. Человек, учивший язык по книжке, не понял бы и трети сказанного. Но в Москве сидели отнюдь не дураки и отправили в Актюбинск разведчика, долгое время прожившего в Баварии.

От родной речи, бесед в духе «deutschland uber alles» и большого количества вина Вильгельм совсем потерял бдительность. Он спросил «баварца», не хочет ли тот послужить на благо «фатерлянда» и передать кое-кому важные сведения.  Разведчик с радостью согласился, и пьяный Ницше легкомысленно сдал ему всех связных.

Чуть позже Ницше через «баварца» передали информацию, будто связной будет ждать его на вокзале, в одном из вагонов поезда «Москва- Ташкент».

Тут шпиона и поймали с поличным, и через несколько часов была арестована и княгиня Ухтомская.

Дальнейшую судьбу шпионов КГБ не раскрывает. Известно только, что при обыске у Ницше нашли фантастическую сумму в 50 000 рублей. Для сравнения, зарплата Ницше на заводе была 396 рублей. То есть шпионил он не только ради процветания «фатерлянда», но и просто корысти ради.

Миссия невыполнима

Во время Второй мировой нацистская Германия делала на Казахстан большие ставки в плане удара с тыла. Над этим вопросом работали лучшие специалисты абвера. Операцию под кодовым названием «Цеппелин» разработал полковник Рейнард Гелен.

3 мая 1942 года над Гурьевской областью покружил странный самолёт. На нём была советская символика, поэтому ПВО не сразу объявило тревогу, но на позывные пилот не отвечал, к тому же, покружив над степью, самолёт улетел в сторону, которая не находится под контролем советской армии. Одно было ясно - под Гурьевом сбросили отряд диверсантов. Через три дня визит странного самолёта повторился, и опять ПВО сбить его не удалось.

Поиски в степи не давали нужных результатов. Диверсантов случайно обнаружил начальник спецторга. Он плыл в областной центр на катере и заметил среди камышей двух странных людей. Мужчина сообщил, куда надо, и вскоре шпионов задержали. При них обнаружили рацию и блокнот с кодами и паролями. Этот трофей долго помогал дезинформировать фашистское командование, но реальная задача диверсантов от советской контрразведки ускользнула. Как раз накануне фашисты бомбили мост через реку Урал, поэтому в НКВД предположили, будто в камышах прятались обычные наводчики.

Ещё никогда абвер не был так близок к провалу

Через год, в августе 1943-го под Гурьевом опять задержали диверсантов. Впрочем, задержали - громко сказано. Шесть человек в советской форме, вооруженные до зубов и с крупной суммой денег сами пришли с повинной  в ближайшее отделение милиции.  Чекистам горе-диверсанты заявили, что они бывшие военнопленные и их завербовали в концлагере под городом Лукенвальдом. Причём вербовщики обрабатывали именно выходцев из Средней Азии. Потом было обучение диверсионному делу в специальном лагере под кодовым названием «Орион», а после этого офицеры забросили шпионов под Гурьев и приказали ждать дальнейших инструкций. Как утверждали предатели, на родной земле их замучила совесть, тем более местные смотрели на них с подозрением, вот так и было принято решение сдаться.

Видимо, в абвере поняли, что миссия в Казахстане провалилась и инструкции так и не были переданы.

Однако у советской контрразведки появились подозрения, что тут затевается нечто масштабное. Денег, оружия и боеприпасов при сдавшихся диверсантах было гораздо больше, чем нужно для шестерых. Кроме того, среди вещей хранились переносная типография, клише с антисоветскими карикатурами, большое количество ампул с ядом. Сомнения чекистам добавил тот факт, что место для сброса диверсантов выбрано странное. За много сотен километров тут не было ни одного стратегического пункта, только голая степь. То есть шпионить было не за чем. Конечно, можно взорвать пару мостов или перестрелять жителей близжайших посёлков, вот только стратегический ущерб от этих действий минимальный, а абвер угрохал на миссию громадные ресурсы. Как бы выглядел Казахстан, если бы Кремлю удалось реализовать безумные мечты

 

Приют для шпиона

Именно переносная типография и клише с карикатурой натолкнули чекистов на верную мысль. Диверсанты явно прибыли сюда для того, чтобы устроить идеологическую диверсию. Тем не менее версия была ещё слаба. От того, что гурьевский чабан посмеется над картинкой, где товарищ Сталин изображен в виде шайтана, обороноспособность СССР не ослабнет. Но всё было куда масштабнее.

Все точки над i поставил последний, третий этап операции «Цеппелин». Абвер его запланировал на май 1944-го.  Тогда в Гурьев было заброшено аж 14 диверсантов. С собой у них было 700 000 советских рублей, несколько пулемётов, ящики с мощной взрывчаткой и три рации. Самолёт, на котором они прибыли, был взорван в воздухе. Так фашисты создали иллюзию, будто советская система ПВО уничтожила диверсантов, и миссия провалилась.

Выйти на шпионов удалось лишь благодаря самоотверженности чабана, у которого они остановились на ночлег. Мужчина сделал вид, что полностью поддерживает политику Гитлера, а сам в это время отправил сына на лошади, чтобы тот сообщил НКВД о шпионах. Этот подвиг стоил чабану жизни. Предатели, узнав о хитром маневре, зверски убили мужчину.

Разделяй и  властвуй

На допросе стала ясна цель визита диверсантов в гурьевские степи. Шпионы должны были создать отряды коллаборационистов среди казахов, недовольных советской властью. Причём фашисты решили, что лучше всего будут воздействовать на Младший жуз, поэтому и выбрали запад Казахстана, а не юг, где были более сильны антисоветские настроения. По состряпанной для пропаганды версии абвера, больше всего от советской власти пострадал род адайцев. Гитлеровцы планировали внушить, что отдельные племена казахов выше остальных. Хотя в «теорию превосходства» не верили сами абверовцы. Для «истинных арийцев» все азиаты были «унтерменшами», которых следовало уничтожить сразу после победы третьего рейха. Пропагандистская идеология была состряпана и снабжалась «научными» фактами лишь потому, что именно адайцы населяют территорию возле Каспия. Проживай тут другой род, то и у «теории превосходства» были бы другие «аргументы». Если бы всё пошло по плану, то на Мангышлаке, в Гурьевской и Актюбинской области появились бы «отряды самообороны» с промытыми мозгами. Так советская армия была бы отрезана от значительной части Средней Азии и Каспийского побережья, то есть от глубокого тыла, снабжающего фронт оружием и продовольствием. Потом отряды перешли бы под централизованное командование нацистов, и РСФСР получила бы мощный удар с тыла.

Но, как видно из этой ситуации, с пропагандой фашисты просчитались. Им не удалось завербовать даже чабана.

Бросок «Кобры»

История шпионки из ФРГ Мартины Кишке начиналась как завязка для мелодрамы.

Осенью 1966-го молодая, красивая журналистка прокоммунистической  газеты «Frankfurter Rundschau» отправилась в Москву по турпутёвке, чтобы посмотреть, как живётся в стране победившего  социализма. Но там девушка пропала. Западные СМИ уже вовсю трубили, что «большевики» отправили красотку в ГУЛаг, но их ждало разочарование. Мать Мартины получила телеграмму от дочери, что та не только жива и здорова, но и счастлива, потому что выходит замуж за русского инженера и будет жить в Алма-Ате.

Желание довольно странное, но если учесть романтичность и взбалмошность Мартины, то вполне объяснимое. Разумный человек не пойдёт работать в западноевропейское издание, воспевающее идеалы коммунизма. К тому же 35-летний избранник Мартины успешен, недурён собой, да и Алма-Ата, окруженная живописными горами, девичьему сердцу может показаться лучше скучного Франкфурта.

В СССР препятствовать любви не стали, тем более бегство девочки из загнивающего Запада в страну, где так вольно дышит человек, можно было использовать для пропаганды.

В КГБ насторожились только год спустя, когда вырос поток немецких туристов, желающих посмотреть не Москву с Ленинградом, а далёкую Алма-Ату. Несмотря на статус столицы, тогда этот город мало отличался от любого областного центра СССР.

Сопоставив эти факты, в КГБ организовали слежку за Мартиной. Эта операция имела кодовое название «Кобра»

Меня пытали. Спросили, что новенького

Выяснилось, что Мартина, и правда, встречается с туристами из Германии и выбалтывает им государственные тайны. Муж шпионки так любил жену, что полностью ей доверял. Он легко выбалтывал служебные тайны. Более того, в доме у счастливой четы нередко собирались инженеры из других заводов, и за столом  они говорили совсем не о Гёте с Шиллером. Увидев, какими восторженными глазами на них смотрит Мартина,  специалисты предприятий, работающих на оборону, не моргнув глазом, выдавали все государственные тайны.

В КГБ решили играть ва-банк. К Мартине был приставлен агент под прикрытием, который сообщил девушке, что мечтает жить в капстране и готов ради этого выдать государственные тайны. Девушка пообещала помочь и при первой же встрече сообщила очередному  «интуристу», что тут есть человек, который хочет записаться в шпионы. «Интурист» передал эту информацию своей разведке, а «завербованный» приятель сливал Мартине дезинформацию. После такой игры стало ясно, что девушка работает на шпионов.

Даже после ареста Мартина Кишке продолжала играть в наивную дурочку. Дескать, с интуристами встречалась, про дела коллег мужа за чашкой кофе рассказывала, но она же не знала, что это вражеские шпионы. Да и какая может быть государственная тайна, раз хранитель секрета её рассказывает между анекдотами и застольными песенками?

Тут на Западе опять поднялся вой, что коммуняки всё-таки сажают наивную девочку в ГУЛаг, и КГБ был вынужден уступить .Тем более весомых аргументов для обвинения в шпионаже не было, а в обмен на девушку ФРГ пообещала вернуть советского агента. Болтунов никто за язык не тянул, поэтому чекисты всю ответственность взвалили на них, а Мартину всего лишь депортировали из СССР.

Больше девушка в шпионку не играла, вела жизнь скромной немецкой пенсионерки,  дожила до 79 лет и умерла в пригороде Франкфурта.

Впрочем, эта история хранит ещё много загадок. Недавно гриф «Секретно» был снят ещё с ряда документов, и там есть намёки, что доказательства шпионажа Мартины всё-таки были, причём весомые. Но подробности пока умалчиваются.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи