"Ругая Россию за то, что она, уходя с Байконура, может все разломать, мы сами можем все провалить" - эксперт - Караван
  • $ 514.65
  • 544.6
-4 °C
Алматы
2024 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Ругая Россию за то, что она, уходя с Байконура, может все разломать, мы сами можем все провалить" - эксперт

"Ругая Россию за то, что она, уходя с Байконура, может все разломать, мы сами можем все провалить" - эксперт

"В массовом сознании существуют неприятие деятельности космодрома и в целом какие-то антикосмические настроения": почему Казахстан все еще не готов к полному освоению космодрома Байконур?

  • 8 Октября 2020
  • 24111
Фото - Caravan.kz

Напомним, не так давно 72-й (и последний) космонавт СССР, а также первый космонавт казахской национальности Токтар Аубакиров в интервью изданию Аbai.kz затронул тему того, когда Казахстан сможет самостоятельно освоить космодром Байконур.

«Байконур освоить можно. Но для этого у нас не хватает решимости и мужества. В конце концов Россия уйдет восвояси. Но не просто уйдет, а все разрушит перед уходом», ― заявил известный отечественный космонавт.

Аубакиров также подчеркнул, что, пока есть такая возможность, нужно пригласить хороших специалистов из-за границы и взять все в свои руки.

«Только тогда Байконур навечно будет принадлежать казахам», ― резюмировал он.

Но насколько обоснованны опасения, высказанные г-ном Аубакировым, что перед уходом с Байконура Россия может оставить за собой разрушения? Насколько вопрос освоения космодрома Казахстаном является насущной проблемой? И действительно ли нам в этом отношении не хватает "решимости и мужества"? Дабы разобраться в этом вопросе более подробно, корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с отечественным экспертом, главным редактором журнала "Космические исследования и технологии" Нурланом Аселканом.

— Истина находится где-то посередине. Но, помимо решимости и мужества, неплохо бы еще и ума добавить, — подчеркнул господин Аселкан в начале беседы. — Космодром Байконур находится в аренде Российской Федерации уже больше четверти века — с 1994 года, что является достаточно серьезным сроком. Во-первых, не стоит забывать, что в условиях кризиса начала 90-х годов именно Россия стабилизировала космодром, привела его в рабочее состояние, обеспечила выживание и города, и комплекса — этого не замечать нельзя. Вы наверняка помните историю, когда казахстанские дети, проживающие в Байконыре, были лишены горячего питания, когда были проблемы со школьными учебниками и медицинской помощью? Россия взялась за решение этих проблем, не деля школьников на привилегированных и непривилегированных.

Что мы имеем сейчас? Да, у России могут быть свои приоритеты и планы, наш сосед может строить свои космодромы, развивать отрасль на своей территории — это его право. Да, РФ переносит множество эффективных планов на свою территорию, и многие программы на Байконуре имеют тенденцию к завершению. Но заинтересована ли РФ в наличии конкурента, созданного своими же руками? Я так не думаю. Поэтому действия какого-то эгоистичного характера со стороны России, возможно, предвидятся. Но я не вижу во всем этом какого-то особого преступления, каждый заботится о своих интересах. 

Теперь поговорим о казахстанской стороне. В течение этой четверти века в наш бюджет поступала серьезная сумма — 115 миллионов долларов чистыми в год за аренду, за счет РФ содержались объекты города и космодрома, были созданы, на мой взгляд, достаточно хорошие условия для того, что казахстанские структуры, персонал, объекты, какие-то внешние организации постепенно включались в работу космодрома и осваивали его. Но, к сожалению, эта работа обрела начало только в последние годы. Примерно с 2013-2014 годов наши специалисты стали работать на пусковых комплексах "Протон", и достаточно успешно. А в 2018 году один из комплексов космодрома перешел из юридической аренды РФ к Казахстану, это "Правый фланг".

Почему мы упустили время, когда мы могли использовать наши возможности, какие-то льготные механизмы, внедриться в работоспособные байконурские комплексные системы, — вопрос риторический. Сумма аренды за все годы — это огромные финансовые объемы. Мы могли бы какую-то часть направлять на подготовку своих специалистов, на создание своих объектов, на совместные с Россией предприятия. Но фактически ничего из этого сделано не было.

Впоследствии возникает тот вопрос, которым задаются многие жители Байконыра. Да, конечно, город нужно развивать, в нем должны действовать казахстанские законы, нужно находить компромис с теми, кто арендует космодром. Но есть серьезный страх: жители Байконыра, которые не понаслышке знают и наш опыт, и российский, просто-напросто боятся, что после ухода России город и комплекс превратят в руины, напоминающие очень многие военные города-призраки в Казахстане.

В завершение хочу в очередной раз заметить, что развитие Байконура и его сохранение — это, безусловно, ответственность Казахстана. Ситуация развивается стремительно, и ответственность нарастает в силу того, что у России возникают вполне обоснованные и законные желания сосредоточить работу по космонавтике на собственной территории. И мы должны были это предвидеть и учесть. Также есть серьезные опасения, что в массовом сознании существуют неприятие деятельности космодрома и в целом какие-то антикосмические настроения. Поэтому, ругая Россию за то, что она, уходя с Байконура, может наделать делов, мы сами можем все провалить, — резюмировал г-н Аселкан.