Опубликовано: 2100

Почему запрещать российский сериал «Слово пацана» в Казахстане не имеет смысла

Почему запрещать российский сериал «Слово пацана» в Казахстане не имеет смысла Фото - Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

За последнее время широкую популярность обрел российский сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», повествующий о молодежных криминальных группировках в Казани в 1980-х годах. Однако вместе с растущей популярностью сериала возник вопрос о его возможном запрете как в России, так и в Казахстане.

Так, накануне в правительстве высказались о вероятности его запрета на территории Казахстана из-за возможного негативного влияния на подростков. Глава Миннауки Саясат Нурбек заявил, что вопрос изучается, но какого-то большого ажиотажа вокруг этой темы пока нет.  

«Мы против всякого рода насилия, поэтому, конечно, должна быть нулевая терпимость. Но касаемо данного вопроса — идет изучение. Насколько я осведомлен, даже страна-производитель (Россия. – Ред.) уже рассматривает этот вопрос», - прокомментировал министр.

Дворовые законы и понятия, кредо «брат за брата», деление на «четких» и «лохов» и прочее – все это элементы, в той или иной степени близкие поколениям 80-х, 90-х и начала 00-х годов. Но насколько это близко нынешним подросткам? Является ли запрет сериала из-за опасений негативного воздействия на казахстанских подростоков и молодежь рациональной и действенной мерой? И могут ли фильмы и сериалы действительно оказывать массовое негативное воздействие на подростков и провоцировать их на неправомерные поступки? Воспитание дома, просвещение в школе и осознание верховенства закона – достаточно ли придерживаться трех этих базовых тезисов, чтобы взрастить здоровое и порядочное поколение, которое вряд ли свернет на скользкий путь? В сегодняшнем материале медиапортала Caravan.kz мы обратим внимание на разносторонние точки зрения экспертов из различных областей, попытаемся ответить на вопрос, насколько сильно произведения такого рода могут влиять на мировоззрение современных подростков и стоит ли подвергать их запретам.

Мурат Телибеков, общественный деятель: «На мой взгляд, постсоветский кинематограф во многом стремительно деградирует. Многие фильмы и сериалы сегодня ориентированы на часть населения, которое в простонародье называют «быдло». Это невзыскательная аудитория, которая живет исключительно животными инстинктами. Теперь это «золотой стандарт» поведения, общепринятый культурный уровень.

Мы недалеко ушли от 90-х. Все те же нравы, манеры… Криминальный сленг присуствует даже в лексиконе депутатов, министров и политиков. Чего уж там говорить о простолюдинах. Был момент, когда общество, казалось бы, почувствовало дуновение высокой культуры, но потом все вернулось на круги своя. Если раньше в школе ученики выясняли отношения в честной драке, то сегодня в обиходе «опустить» обидчика. Культ силы доминирует в сознании людей.

В условиях глобализованного информационного пространства трудно что-либо запретить. Интернет разрушил все границы. Когда нет альтернативной идеологии, запреты бессильны. Киноиндустрия – мощное оружие, способное манипулировать сознанием миллионов людей. Фильмы, сериалы способны в мгновение ока вознести или низвергнуть любую мораль, которое общество бережно взращивало на протяжении тысячелетий. Сегодня государство отстранилось от воспитания молодежи, пустив дело на самотек. На протесты граждан никто не обращает внимание. Даже концепцию «слышащего государства» стали потихонку забывать. Если пару месяцев назад на каждое заявление по системе E-otinish приходили вежливые ответы, то сейчас обращения откровенно игнорируют. Возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство жестоко карает за проявление экстремизма и бытового насилия, а с другой стороны, сквозь пальцы смотрит на пропаганду уголовной субкультуры. Кстати, меня весьма удивила реакция министров просвещения Г. Бейсембаева и высшего образования С. Нурбека. «Мы сериал не смотрели», – в один голос заявили они. Странно. Речь идет о запрете, а у них нет времени для просмотра. Очень удобный способ избежать собственного мнения».

Тамерлан Садыков, сотрудник правоохранительных органов: «Я смотрел сериал, и, честно говоря, он произвел на меня впечатление. В целом мне сериал понравился. Однако вместе с этим я осознаю опасения, связанные с его воздействием на подростков. В их возрасте они чрезвычайно восприимчивы к подобным внешним влияниям. Исходя из своего жизненного опыта и работы в органах скажу, что нынешнее поколение существенно отличается от молодежи 80-х и 90-х годов. В то время у подростков и молодежи было меньше развлечений, имел место быть фактор бедности. Дети проводили много времени на улицах без присмотра родителей. В настоящее время ситуация изменилась...

Поднимать вопрос о запрете на сериал, по моему мнению, следовало еще до его выхода. Да и то, это трудно представить в исполнении, учитывая, что все сейчас доступно в Интернете. На данный момент сериал, кажется, не оказывает сильного влияния на молодежь, за исключением, возможно, появления различных трендов в соцсетях. Возможны частные случаи неправомерных действий, но вряд ли они приведут к массовым проявлениям негатива.

Я убежден, что в настоящее время важны такие аспекты, как воспитание в семье, образование в школе и понимание верховенства закона. Эти факторы вполне достаточны, хотя, конечно, могут возникнуть отклонения от нормы в индивидуальных случаях».

Сулу Алмазова, кинокритик, журналист: «Сериал отражает проблему того времени, когда молодежь, перенасытившаяся пропагандой Советского Союза, сталкивается с выбором улицы и криминала. Характерно, что в сериале тщательно подобраны образы, стиль и декор, что добавляет ему аутентичности. Философия произведения напоминает мне фильмы «Кино» и «Балкон», снятые в период перестройки, когда режиссеры устали от агитационного кино и стремились к новым выражениям.

Считаю, что в наше время понятие «дворовой» становится историей. Однако еще несколько лет назад, в 2010-х, это было актуальным. Сегодня у молодежи множество возможностей и выборов в том, чем заниматься. Даже романтизация бандитизма уже чаще высмеивается, чем поддерживается.

Ответственность за воспитание и поведение ребенка лежит на родителях. Если ваш ребенок после просмотра чего-то тянется на улицу, чтобы кого-то избить, это является ошибкой и упущением родителей. Почему не поднимают вопрос о запрете боевиков, вестернов и других киножанров с насилием? Родители сами должны воспитывать у детей критическое мышление и адекватное понимание различия между фильмом и реальностью.

Сегодняшнее поколение достаточно порядочное. Дети хорошо осведомлены о своих правах, умеют защищать свои границы и не терпят насилия. Это свидетельствует о том, что современное воспитание и образование действенно в формировании у детей ценностей и норм поведения».

Газиз Абишев, политолог: «Говорить о каком-либо влиянии какого-то там российского сериала на общий уровень насилия в среде казахстанской молодежи – не имеет смысла. В современном информационном потоке продукты телекорпораций, стрим-сервисов, частных студий и отдельных авторов ведут страшную борьбу за внимание потребителя. Получая это внимание, получают шанс вспыхнуть и посветить несколько мгновений, прежде чем быть погребенными волнами нового контента. Отдельные шедевры или долгоиграющие истории вплетаются на время в общественное сознание в виде мемов. Но никакой отдельный сериал не может оказать статистически заметное влияние на криминогенную ситуацию в целой стране.

Казахстанские пацаны выходят на «движняк» в зависимости от местных уличных традиций, профессионализма полиции, развитости инфраструктуры и экономической ситуации в регионе и других факторов. Видеоконтент в этом большом механизме не играет особенной роли».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи