По дорогам разочарований и ожиданий проехали журналисты “КАРАВАНА” - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
По дорогам разочарований и ожиданий проехали журналисты “КАРАВАНА”

По дорогам разочарований и ожиданий проехали журналисты “КАРАВАНА”

– Твою мать!!! – Саша Баев резко ударил по тормозам. – Какой козел этих баранов на дорогу выгнал?..

  • 16 Октября 2018
  • 1245
Фото - Caravan.kz

А бараны, выбравшись из придорожных кустов, не спеша, даже как-то вальяжно, переходили изувеченный автобан Куйган – Баканас. В свете фар хорошо читались эти откормленные надменные морды, исполненные высокомерного презрения к двуногим, которые на 4 колесах передвигаются.

– Тут на обочинах конопля растет, видел, как бараны ее жрали? – фотокор Тахир Сасыков расхохотался. – Представь, какой из них веселый шашлык получается.

От Алматы до Куйгана – 550 километров. Дорогу постоянно перебегали и неспешно пересекали кони, коровы, козлы, бараны.

Днем – нормально. Поздним вечером, когда совсем стемнело, они выскакивали из придорожных зарослей как черти из табакерки. Специально на свет фар перли? Баев даже материться устал: и, правда, что с безмозглой скотины спросишь? А вот с ее хозяев можно. Или нужно? Мелкая рыбешка – большие проблемы: что творится в самом депрессивном поселке Казахстана

Точной статистики ДТП с участием домашних животных по Алматинской области не нашел. Но подозреваю, что их немало.

Вот на трассу Алматы – Капшагай ни одна тварь не вылезет: она огорожена отбойниками и чуть ли не послезавтра станет платной.

А внутрирайонные дороги остаются зоной необъявленной войны между водителями и владельцами скотины.

По мнению моего знакомого инженера-автодорожника Асхата Кенжегали, бесхозный выпас скота – это одна проблема. Вторая – аварийное состояние дорог. Ни поселковые, ни районные акимы сегодня не в состоянии решить эти проблемы: “У первых, по сути, ни власти, ни денег. У вторых власть есть, но тоже нет денег. Все надежды на область, а там тоже средств не хватает. Хотя, если грамотно сформулировать и аргументированно попросить”…

А ЕСЛИ НЕ ДОВЕЗУТ?

От райцентра Баканас до поселка Топар дорога нормальная. Оттуда до рыбацкого села Куйгана – уже испытание для нервов. Последние 100 километров, особенно ночью, выше 40–50 километров не разгонишься.

Уроженец Куйгана, а ныне алматинец Изтилеу Рахимжанов, сопровождавший нас в поездке, заставил пару раз остановиться – замерить глубину ям и “гребёнки”.

До этого я “измерял” эти дорожные артефакты, исключительно постукивая башкой в потолок и копчиком в сиденье машины.

– Нет, ты понимаешь, если в Куйгане кто-то рожает, или кто-то сломал руку-ногу, или отравился? – Изтилеу поднимает градус разговора. – “Скорую” ждать придется часа три, не меньше. Потом обратно столько же. И что, в поликлинику покойника привезут?

Да, для справки. Автобусного сообщения между поселком Куйган и райцентром нет. Зато есть местные таксисты. Но у них тоже свои часы работы.

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области ответило на запрос “КАРАВАНА”:

“Сегодня для поэтапного ремонта на основании расчетов выделены бюджетные средства на разработку технической документации для проведения среднего ремонта 30 километров указанной автодороги от села Куйган”.

А вот ответ министерства по инвестициям и развитию:

“Указанный участок является дорогой областного значения, которая содержится и ремонтируется за счет местного бюджета… С 2015 по 2017 год на данном участке было охвачено средним ремонтом 48 километров… Акиматом Алматинской области проводится обследование и составление расчетов проектно-изыскательских работ для поэтапного ремонта… Принимая во внимание социальное значение, а также в целях улучшения технического состояния местных дорог министерство совместно с акиматами областей в рамках государственной программы "Нурлы жол" и Послания главы государства дополнительно выделяются средства на паритетной основе по схеме 50 на 50 для ремонта местных дорог… Министерство готово поддержать предложение по ремонту данной дороги”…

– Когда районом начинает командовать новый аким, – Изтилеу опять, как ярый патриот родного края, повышает температуру разговора, – он сразу обещает отремонтировать этот участок. Но самое большое – это заплатки. Как после бомбежки: во что превратил банковский кризис пригород Астаны

Сколько этих бастыков за последние 20 лет поменялось – я уже со счета сбился. А дорога как была “убитой”, такой и остается.

– Но тут и движение небольшое. Из министерства внутренних дел “КАРАВАНУ” ответили, что в сутки на этом участке не более 20 единиц транспорта.

– А сколько машин тут уже угробили? Особенно осенью, весной и зимой, когда под лужами и снегом гребенки не видно. Любой ремонт автомобиля в копеечку влетает. А заработки здесь небольшие. Поэтому люди отказываются лишний раз в Баканас ездить на своих колесах.

И еще у куйганцев такой менталитет – не жаловаться на начальство. Вот они и молчат, терпят.

Если верить акиму района господину Токпеисову Галымжану, то наш участок совсем нормальный. Какой нормальный! “Подушка” под асфальтом разбита и “играет”. У нас летом температура плюс 40 и выше, зимой минус 40 и ниже. Этот перепад плюс большегрузный транспорт и убили полотно. Как по шпалам едешь…

Асхат Кенжегали:

Балхаш – очень перспективная зона для туризма, и не только для внутреннего. Если создать там условия для рыбалки, охоты и просто отдыха на берегу такого уникального озера – единственного в мире и пресного, и соленого, то государство много может выиграть. В Алматинской области уже есть одна точка притяжения – озеро Алаколь. Но дорога туда отвратительная. Балхаш может стать альтернативой.

Если мы делаем ставку на развитие туризма, то в первую очередь нужно восстанавливать внутриобластные трассы.

Кстати, вот сейчас в голову пришло. Много ли граждан, которые хотели отдохнуть на Алаколе или Балхаше, но не добрались туда из-за того, что разбили машины на дорогах, подавали иски в суды? И на кого? И как страховые компании рассматривают такие случаи?

– Мне тоже интересно.

– В Казахстане определено более сотни туристических точек притяжения. В том числе сакральные места. Только в Алматинской области их больше двух десятков. А к ним асфальта до сих пор нет.

– У вас есть конкретные предложения?

– Если в рамках “Нурлы жол” найдут средства для ремонта таких дорог – это облегчит доступ туристов к ним. От этого в свою очередь увеличатся поступления в бюджет. Но это только полшага.

Казахстан хорошо заработает на маршруте Западная Европа – Западный Китай. Но еще больше сможет на местечковых дорогах.

Однако здесь придется вкладывать не 150 миллиардов тенге в год, а втрое больше. Тогда и отдача будет сильнее.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта