... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

От мультипартийности до умеренной многопартийности

22.04.2020

Президент ОФ «Мир Евразии», политолог Эдуард Полетаев рассказал, как в Казахстане менялись механизмы избирательной системы.

Избирательные механизмы в Казахстане развивались на протяжении не одного десятилетия, страна прошла путь от мультипартийности до умеренной многопартийности. Заметен тренд стойкого внимания государства к развитию партийной системы, сообщает Caravan.kz.

Законодательство и практика

Говоря о развитии партийно-политической системы Казахстана, необходимо отметить, что в первую очередь ее эволюция в определяющей мере сопряжена с развитием соответствующей нормативно-правовой базы. По существу, это два основополагающих закона – «О политических партиях в РК» и «О выборах в РК». Особое внимание правовым аспектам партийно - политической системы обусловлено необходимостью усиления политической системы, которая формируется в соответствии с вызовами времени на всех этапах развития. В ней в равной степени должны сохраняться как элементы стабильности, так и достаточное пространство для возможных перемен и оперативных решений.

Как известно, в первой декаде апреля в Мажилисе парламента с участием представителей госорганов и гражданского сектора, членов Нацсовета общественного доверия (НСОД) и непарламентских партий, прошло обсуждение законопроектов с поправками в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и Закона «О политических партиях». Считаю важным отметить, что либерализация законодательства, регулирующего деятельность партий и выборного процесса в Казахстане является логическим продолжением реализации курса реформ, обозначенных Первым Президентом Назарбаевым в 5 институциональных реформах и соответствующем Плане нации «100 конкретных шагов».

Рассматриваемые поправки, по сути, являются индикатором вступления Казахстана в новый электоральный цикл. Они нужны для усиления роли женщин и молодежи в общественно-политической жизни и законотворческом процессе Казахстана (путем введения 30%-ной квоты для них в избирательных партийных списках), а также снижения порога для регистрации политических партий с 40 до 20 тысяч человек.

Надо отметить, что выборное законодательство Казахстана постоянно совершенствуется. При этом учитываются как собственный опыт прошедших выборов, так и рекомендации международных организаций, предложения депутатов, представителей НПО и избирателей Казахстана. Со времени первоначального принятия закона РК «О выборах в РК» в сентябре 1995 года общее количество поправок составило 917, из них 468 изменений, 265 дополнений и 184 исключений.

По существу, «отмашка» к подготовке к выборам была дана в августе 2019 года, когда Нурсултан Назарбаев, Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы, выступая на заседании бюро политического совета партии «Nur Otan», заявил следующее: «Впереди нас ждут важные выборы в Мажилис, которые пройдут в конституционные сроки. Согласно внесенным в прошлом году поправкам в законодательство следующие выборы в маслихаты впервые пройдут по партийным спискам, по аналогии с выборами в Мажилис. Мы нацелены на победу и долгосрочное политическое лидерство. Поэтому уже сегодня нужно начать подготовку к предстоящей электоральной кампании».

В том же месяце состоялось расширенное заседание политсовета партии «Nur Otan», где обсудили ход реализации предвыборной программы партии и основные направления программы системной партийной перезагрузки «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем - 7 импульсов партии «Nur Otan». В ее рамках Елбасы поручил принять меры по консолидации активных членов партии, усилить борьбу с коррупцией и провести «чистку рядов», максимально реализовать потенциал органов партии и их ответственность на всех уровнях власти. Как видим, правящая партия вступила в активную фазу электорального цикла, чего, кстати не замечается среди других партий, депутаты которых представлены в Мажилисе страны.

Активную роль государства в реформировании партийно-политической системы, а также активности самих партий в этом отношении, можно назвать позитивным фактором. В качестве примера можно привести модернизацию Коммунистической партии Китая. На место тех членов, кто оказался не в состоянии решать модернизационным задачи, приходили молодые политики, которые лучше разбирались в современных политических, экономических и идеологических реалиях.

Как видим, в Казахстане устойчивость политической системы обеспечивается через последовательное реформирование и плавное перераспределение властных полномочий. Процессы политической модернизации, инициированные Елбасы, направили в соответствие с заявленной необходимостью ответов на запросы общества и соответствие принципам социальной справедливости. «Сейчас время, когда правительство и вся исполнительная власть должны засучить рукава и решать конкретные проблемы людей, исполняя предвыборные обещания партии «Nur Otan» и избранного Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. В первую очередь, необходимо плотно работать в регионах, непосредственно с людьми», - сказал Нурсултан Назарбаев.

Сейчас, вовремя так называемого «идеального шторма», когда мир существует в режиме борьбы с пандемией коронавируса, такие политические реформы, как перераспределение властных полномочий, развитие «экономики простых вещей» вкупе с концепцией слышащего государства показывают свою эффективность.

На пути от мажоритарной к представительской системе

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 7 политических партий, из которых 6 принимали участие в последних выборах депутатов Мажилиса парламента в 2016 году. Большинство - 84 мандата – получила партия «Nur Otan». Следующие выборы должны пройти в 2021 году. 98 депутатов нижней палаты избираются по пропорциональной системе (избирательный барьер - 7%). 9 депутатов избираются от Ассамблеи народа Казахстана. В составе Сената 49 депутатов. Но так было не всегда. Ноу хау предстоящего электорального сезона является то, что теперь и выборы депутатов Маслихатов будут проходить по партийным спискам в рамках существующей пропорциональной системы.

Ретроспективный анализ свидетельствует, что казахстанские партии первый опыт участия в выборах депутатов Верховного совета РК XIII созыва получили в 1994 году. После утверждения новой Конституции в 1995 году состоялись первые выборы в Мажилис, в которых участие приняло 30 партий и движений. В то время действовала мажоритарная система без партийных списков, а партии организационно были неустойчивы. В 1999 году в результате изменений в выборное законодательство Казахстан перешел на смешанную избирательную систему, согласно которой 10 мест в парламенте распределялось на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.

В 2002 году был принят новый закон о политпартиях. С тех пор они создаются по инициативе группы граждан численностью не менее 1 тысячи человек, а для госрегистрации в их составе должно быть не менее 50 тысяч человек (с 2009 года – не менее 40 тысяч, а ранее не менее 3 тысяч человек, представляющих более половины областей страны). Из 19 официально действовавших к тому моменту партий перерегистрацию сумели пройти лишь 7. Затем появились несколько новых партийных структур. Изменение законодательства позволило сократить число партий «диванного» типа в сторону тех, кто действительно поддерживается избирателями.

Роль и значимость партий в политической системе государстве усилилась, когда Конституционный Совет РК в постановлении от 7 июня 2000 года №4/2 назвал партии высшей формой самоорганизации граждан, поскольку они влияют на политическое мировоззрение людей и политику государства. В результате политические партии были непосредственно оговорены в шести статьях Конституции РК.

Процесс усиления роли партий продолжился и уже в 2007 году внесенные в Конституцию поправки еще больше изменили статус и усилили роль политических партий. Теперь граждане Казахстана стали выбирать депутатов Мажилиса по пропорциональной системе. Для этого количество депутатов увеличили с 77 до 107. Одновременно благодаря новой конституционной норме президент стал назначать премьер-министра после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов. Премьер-министр представляет партию парламентского большинства, и правительство должно проводить программу, представленную победителями.

Таким образом партия «Nur Otan», одерживая победу от выборов к выборам, неоднократно становится партией парламентского большинства, получая конституционное право формировать правительство, доминируя во властных структурах, и определяя политическую повестку.

Надо отметить, что политическая повестка не только правящей партии, но и всех остальных в значительной степени будет детерминирована необходимостью проведения выборов местных представительных органов по пропорциональной системе, ситуацией, связанной с последствиями пандемии коронавируса и экономического кризиса, мощным запросом населения на эффективную социальную политику, политическую либерализацию, духовно - культурное развитие. Понимание того, что в маслихатах и парламенте нужны люди, которые готовы эффективно представлять и защищать интересы своей территории, округа, населения – есть у всех. Реальными намерениями в этом направлении, с учетом, что выборы будут проходить по пропорциональной системе, обозначилась пока что партия Лидера нации в виде перезагрузки, проведения праймериза и активной работе по предоставлению помощи нуждающимся в период кризиса и пандемии. От того как партии будут или уже реагируют на эти вызовы, какой пакет помощи или будущей политповестки они предлагают, будет зависеть выбор избирателя.