... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Президент Токаев делает шаги, чтобы уберечь Казахстан от потрясений – кыргызстанский эксперт

18 января

«Наши приоритеты неизменны – это обеспечение незыблемости суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического роста», - сказал президент Касым-Жомарт Токаев в интервью газете «Egemen Qazaqstan».

Кыргызстанский политолог, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана Табылды Акеров высказал мнение, как в соседней стране смотрят на казахстанские реформы и внешнюю политику, какое значение для «слышащего» государства имеет Национальный курултай?

- Табылды Абдраманович, в 2023 году в Казахстане завершился электоральный цикл, который начался в 2022 году с президента. По новым правилам переизбрали депутатов мажилиса парламента и сената, маслихатов всех уровней. Как вы оцениваете эти изменения в политической системе Казахстана?

- Я считаю, что 2023 год был успешным и удачным годом для Казахстана, поскольку было реализовано много заявленных реформ, завершился процесс модернизации и обновления политической системы Казахстана. Сегодня Казахстан имеет новый парламент, избрание депутатов которого проходило по измененным правилам. Выборы в мажилис проходили по смешанной пропорциональной и мажоритарной системе.

Если раньше казахстанский парламент был представлен тремя партиями, то сейчас мы впервые видим целых шесть политических партий. Три из них впервые получили депутатские мандаты. Выборы не прошла молодая партия зеленых «Байтак». Немного обидно, что в парламент не попала партия зеленых, учитывая актуальность экологических проблем и дефицита водных ресурсов для государств Центральной Азии. Большинство политических партий – пропрезидентские. Политические силы на сегодня признают лидерство президента Касым-Жомарта Токаева. Я думаю, что большинство политических партий не заявляют о своей оппозиционности или несогласии с главной линией главы государства, поскольку президент новый, он выстраивает свою стратегию развития Казахстана на следующие пять лет.

На мой взгляд, самое важное, что реформы поспособствовали созданию конкурентного политического поля: парламент Казахстана представлен множеством политических партий, которые могут конкурировать между собой в плане идей и подходов. Президенту Токаеву удалось реализовать схему, где усиленный парламент будет балансировать исполнительную власть.

- В 2023 году в Казахстане в пилотном режиме прошли выборы акимов районов и городов областного значения. Что вы думаете об инициативе внедрения института выборности акимов?

- Выборы акимов районов и городов областного значения – это интересный шаг и эксперимент для Казахстана в сторону повышения местного самоуправления и привлечения граждан участвовать в жизни своих регионов. Как показывает опыт, избираемые чиновники более внимательно относятся к сигналам общественного мнения, стремятся держать руку на пульсе. Иметь избранного народом компетентного акима – это помощь и президенту, и правительству в распоряжении бюджетами на своем уровне, инициировании инфраструктурных проектов и принятии серьезных решений на местах без указания правительства.

- В интервью газете «Egemen Qazaqstan» президент Касым-Жомарт Токаев анонсировал очередное заседание Национального курултая, которое пройдет весной 2024 года. Как вы считаете, какое значение имеет Национальный курултай как инструмент «слышащего» государства?

- Я наблюдал за курултаем, прошедшим в Казахстане, у вас он отличается от кыргызского курултая. В моем понимании курултай – это тот общественный институт, который должен выполнять роль советника президента, указывая на пробелы в работе правительства и насущные проблемы, волнующие народ и общественность.

У нас проводили курултай и в эпоху экс-президента Курманбека Бакиева. В составе курултае оказалось больше людей, приближенных к президенту, которые настроены были «пропрезидентски», во всем «поддакивали» и не высказывали альтернативных мнений. Курултай носил дежурный характер и поэтому не получил поддержки у масс, также, как и сам президент Бакиев. Курултай не поддерживается народом, если народ замечает дежурность заседаний и то, что президент с помощью его решений стремится получить дополнительную поддержку общества.

У вас в Казахстане я вижу реализацию курултая в другом виде. В казахском курултае участвуют представители практически всех слоев общества: это общественные деятели, интеллигенция, маститые ученые, бизнесмены, молодежь, представители этнических меньшинств и религиозных конфессий. Здесь можно наблюдать желание самого президента объединить народ и создать серьезную диалоговую площадку с властью. На мой взгляд, казахский курултай выглядит как добротная площадка.

- Каков ваш взгляд на внешнюю политику Казахстана за последний год под руководством президента Токаева? Какие важные события вы можете отметить в отношениях Казахстана и Кыргызстана?

- Касым-Жомарт Токаев – карьерный дипломат и опытный политик, он прошел хорошую дипломатическую школу, работал на высоких постах в ООН, стоял у истоков формирования внешнеполитической стратегии республики. Я думаю, Казахстану повезло в том, что после ухода с поста президента Нурсултана Назарбаева страна ничего не потеряла во внешней политике. Казахстану сегодня можно позавидовать с выбором Токаева, поскольку он сохранил все, что было наработано при предыдущем президенте и продвигает страну дальше.

Иногда его критикуют за то, что он немного дистанцируется от России, хочет много западного. Я так не считаю, потому что Кыргызстан, Казахстан и другие государства Центральной Азии не могут «отколоться» от Российской Федерации и причалить к другому берегу, поскольку мы соседи, а Казахстан имеет общую границу с Россией протяженностью в 7500 километров. Мы имеем общую историю. Многовекторный курс и шаги президента Казахстана направлены на то, чтобы уберечь Казахстан от потрясений. Мы - восточные страны, у нас и предки так поступали.

Одним из значимых событий прошлого года можно назвать саммит «Центральная Азия + Китай» в Сиане, где, на мой взгляд, Китай обозначил действительный интерес к центральноазиатскому региону. В Сиане Китай заявил о готовности активно сотрудничать и как бы адресовал вопрос нашим странам: «Готовы ли вы отвечать на запросы времени также, как Китай?».

Результаты сотрудничества с Китаем мы уже видим на практике. Границы Казахстана и Китая открылись: благодаря взаимному безвизовому режиму граждане и предприниматели двух государств могут спокойно посещать обе страны. Открывается широкая дорога для развития туризма в Казахстане. Недавно СМИ сообщили о том, что поток китайских туристов в Казахстан увеличился в 17 раз благодаря безвизовому режиму и запуску прямых авиарейсов между странами. Это большой результат. Представьте себе, если иметь туристами миллиардный Китай. Думаю, народу Казахстана надо основательно готовиться к приему туристов из Китая. Аналогичные саммиты в формате С5+1 проходили в США и Германии с повторением намерений о сотрудничестве, но они пока остаются намерениями.

Что касается казахстанско-кыргызских отношений, то в 2023 году было подписано большое количество соглашений и договоров между двумя странами: около 27 стратегических соглашений на 590 млн долларов в области развития химической отрасли, сельского хозяйства, пищевой промышленности. Важным, на мой взгляд, является соглашение о строительстве торгово-логистического комплекса вблизи автодорожных пунктов пропуска «Карасу» и «Ак-Тилек» на границе Казахстана и Кыргызстана. Это позволит увеличить потенциал торгового оборота наших стран.

- В интервью газете «Egemen Qazaqstan» президент Касым-Жомарт Токаев рассказал о планах на 2024 год по председательствованию Казахстана в нескольких международных организациях таких, как ШОС, ОДКБ, МСФА, СВМДА, Организация тюркских государств, Исламская организация по продовольственной безопасности. Как вы считаете, каким задачам президента Токаева это отвечает?

- Я думаю, год председательства республики сразу в нескольких международных организациях будет иметь большое значение для Казахстана в плане развития международных отношений с другими странами, продвижения национальных проектов и инициатив, решения региональных проблем, как, например, афганский кризис. В конце концов, председательствование в международных структурах закрепит имидж Казахстана как активного игрока в мировом сообществе, способного предложить свою повестку. Благо, что во главе страны стоит человек, который может потянуть такую ношу. Можно пожелать только успехов Казахстану!