Опубликовано: 280

"Мы у государства лишнюю копейку не просим": как живет семья с 17 детьми

"Мы у государства лишнюю копейку не просим": как живет семья с 17 детьми Фото - caravan.kz

Пятнадцать лет назад, будучи сельскохозяйственным корреспондентом в областной газете, в одной из своих командировок я познакомилась с семейной парой из аула Енбек, у которой было семнадцать детей.

Многие из читателей, наверное, так представляют себе картину семьи, осчастливленной столькими ребятишками: отец изможден на пяти работах, ведь всю эту орду надо кормить, одевать и обувать, мать состарилась раньше времени в хлопотах по хозяйству, ведь, попробуй только приготовить еды три раза в день на двадцать почти домочадцев.

Ничего подобного! Даже не представляйте. Мама - сельская учительница, спокойная, скромная, уверенная в себе красивая женщина, папа - агроном, детишки – чистенькие трудолюбивые отличники, у каждого из которых есть дома круг обязанностей. Таково воспитание: дом общий, заботы – тоже, каждый делает работу по силам и в свободное от учебы время.

- Вам, наверное, приходится трудно? – спросила я все же мать семейства.

- Нет, - ответила она. – С первыми да, навозилась, а потом подрастающие дочери стали мне помогать, сыновья подросли, заменили отца в хлопотах по двору. У нас скот, огород, мы у государства лишнюю копейку не просим. Глава семьи работает, две коровы в хлеву дойные, бараны есть на мясо, в огороде сажаем все – от картошки до арбузов. Семья же – это маленькая модель государства, какую «политику» наладишь, такова и жизнь. Мы на свою совсем не жалуемся.

Сейчас все дети той семьи взрослые, старшие так уже стали бабушками и дедушками, каждый в этом «маленьком государстве» с его прекрасной политикой труда и согласия получил хорошее образование и работает.

Еще через пять лет в Кызылорде я познакомилась с удивительной женщиной Валентиной Кунтуаровой, которая родила и воспитала четырнадцать детей.

Бабушка Валя рассказала мне, как встретила в молодости мужа на комсомольской стройке, как полюбила его, толкового и работящего, как много лет прожила с ним, не видя лиха, потому, что её он жалел (а раньше это слово, кстати, было даже выше любви), ребятишек любил. Учил всему, что умеет сам, и старался каждого ребенка в своей семье в люди вывести, поддержать на первых порах. Сплоченными воспитал сыновей, а дочерям бабушка Валя передала свои трудолюбие и рассудительность. Старик умер, когда все уже были большими.

- Мы с мужем сами никакой работы не чурались, и пастухами были, и свой скот держали, птицу разводили, - рассказывала бабушка Валентина. – И детей учили работать на совесть, своим трудом жить, головой думать. Девчонок учила готовить, шить, стирать, вязать. Чтобы никому плохими женами не стали. А как же? Я же мать!

К чему я это вспомнила? Встретила на днях знакомую, назовем её Марина. Поздоровались, Марина спрашивает:

- Откуда идешь?

- С работы, - отвечаю, - была на собрании одной партии.

- И, что говорили? Нам, бедным, там ничего давать не собираются?

- А почему, и что тебе дать?

- Как, что? Продуктовые наборы, детям одежду, подарки к праздникам. У меня же пятеро. Мне во все ворота стучаться надо, чтобы всех прокормить и одеть. Я же мать!

Вот так. «Яжематери» бывают разные. Одни работают сами и детей трудолюбивыми и честными растят, другие «стучат во все ворота», требуя, простите, халявы. И из детей делают иждивенцев, тунеядцев и равнодушных ко всему, кроме собственных интересов граждан страны. Марина, моя знакомая, ни одного дня в жизни не работала, и мужа просит не устраиваться на работу легально, по договору. Он всю жизнь, вот уже двадцать лет, перебивается «шабашками». А недавно вообще с ним оформила фиктивный развод. Живут вместе, а по документам Марина якобы осталась одна с детьми. Чтобы имидж малообеспеченной был «ярче». И оббивает женщина пороги организаций и учреждений, прося помощи свои детям.

Конечно, везде ей задают вопрос: «Работать не пробовали?». И тут женщина начинает рассказывать, что никак это невозможно, потому, что все дети учатся в школе, и учатся в разные смены, пока одних соберешь-отведешь-приведешь, уже и других надо собрать-отвести-привести. А между всем этим постирать, прибрать, приготовить. В общем, #Онажемать.

И таких, как Марина, бездельниц на шее государства много. И этот вопрос, кстати, часто обсуждается в соцсетях. Вот, что, например, пишет волонтер, девушка, которая вместе с молодыми предпринимателями собирает деньги на продуктовые наборы, формирует их, развозит по адресам:

«Приедешь, бывало, в семью с детьми. Отец «ищет работу». Мать сидит дома. Частный сектор, в усадьбе участок, ни луковицы не растет, ни огурчика. Спрашиваешь, чего землю не обрабатываете, всё же приработок, детям витамины, сами заняты. В ответ обычно получаешь, мол, а вы сами пробовали копаться в земле, знаете, сколько с огородом хлопот? Я бы попробовала, если бы у меня дома было шестеро голодных детей. Я бы все перепробовала, чтобы их прокормить. Но это я, а это люди, которым легче сидеть и ждать помощи, чем включить гордость и пойти пахать. И попробуй обойти любую такую, когда продукты раздаешь. Начинают жаловаться во все инстанции, что другим помогли, а им нет».

Несомненно, и государство, и благотворители должны помогать людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Но попавшим на время, по воле случая, а не тем, кто даже не пытается жить самостоятельно.

Моя бабушка, пережившая с маленькими детьми все тяготы Великой Отечественной войны, говорила: «Говори меньше, работай больше, детей люби крепче». И эту идеологию вдалбливала нам, внукам, накрепко. У нас дома на пьедестале всегда стоял труд. Думается, и современным казахстанцам нужно привить именно этот идеал – работающего, отвечающего за свою семью человека. Иначе мы никак не построим сильный Новый Казахстан. 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи