Опубликовано: 4700

Кто он, второй президент суверенного Казахстана?

Кто он, второй президент суверенного Казахстана? Фото - Zakon.kz

Касым-Жомарт Токаев на протяжении всей своей карьеры cтарался держаться в тени, предпочитая излишней публичности эффективность.

Да и дипломатическая школа предписывает сотрудникам не слишком часто раскрывать свои взгляды на тот или иной вопрос современной политики. Поэтому для того, чтобы понять образ мыслей второго президента Казахстана, мы прочитали его книги, высказывания и проанализировали его карьерный путь.

Токаев родился в столице Казахской ССР Алма-Ате в 1953 году в семье писателя и преподавателя иностранных языков. Касым в переводе с арабского языка означает «прекрасный», а Жомарт с казахского – щедрый и благородный.

Будущий политик рос в окружении книг. Его отец, Кемель Токаев, писал о том, что хорошо знал — о войне. Попав на фронт 18-летним мальчишкой, он прошел Белоруссию, Украину, Польшу, участвовал в обороне Сталинграда. Конец Второй мировой встретил с двумя орденами и многочисленными медалями за мужество и отвагу.

- Отец, будучи выходцем из сельской глубинки, практически не знал русского языка. По стечению суровых обстоятельств война стала его первым жизненным университетом, где он получил уроки мужества и основные навыки общения на русском языке, — вспоминал в книге «Слово об отце» Касым-Жомарт Токаев.

Будущий президент рос в интеллигентной семье, где ценили образование. Юноша закончил в Алма-Ате школу номер 25, ныне лингвистическую гимназию, а по ее окончании совершил почти невозможное по советским меркам — поступил в Московский государственный институт международных отношений, выбрав в качестве основного иностранного языка китайский. И более того, уже на четвертом курсе успешного студента Токаева отправили на преддипломную практику в Китай.

- Мне довелось несколько раз видеть в советском посольстве будущего президента США Джорджа Буша-старшего, пару раз он даже приезжал вместе с сыном, Джорджем Бушем-младшим. Буш был тогда руководителем миссии США в Китае (так называемой миссии связи, преобразованной в 1973 году в посольство). Буш вел себя очень оригинально: он передвигался по Пекину на велосипеде, на котором, кстати, неизменно красовался американский флаг. К нам он приезжал, чтобы поиграть в теннис, поскольку в те годы корт был только в посольстве СССР. Его неформальные визиты очень не нравились послу Василию Толстикову — типичному советскому партократу, работавшему до приезда в Пекин первым секретарем Ленинградского обкома партии. Он сильно ругался, используя изощренную ненормативную лексику, требовал от подчиненных «не прикармливать цэрэушника». Как в воду глядел. После возвращения из Пекина Буш был назначен директором ЦРУ, — вспоминал об этом периоде своей жизни Токаев.

В 1975 году Токаев начал работу в Министерстве иностранных дел СССР, откуда был направлен на работу в советское посольство в Сингапуре. К слову, опыт работы там пригодился Токаеву и значительно позже, когда республика обрела долгожданную независимость: во многом именно при участии главного дипломатического работника республики Казахстан при проведении реформ будет ориентироваться на опыт «азиатских тигров»: Сингапура, Южной Кореи, Гонконга и Тайваня. Впрочем, к развалу Союза Токаев был уже в Пекине: он успел поработать в посольстве в Китае в должностях второго секретаря, первого секретаря и советника. В 1991 году поступил в Дипломатическую академию МИД СССР на курсы повышения квалификации руководящих дипломатических кадров. Рассказывают, что специалист после краха СССР вполне мог остаться в дипломатических структурах России. Однако Токаев принимает другое решение — вернуться на историческую родину. Об этом примечательном факте биографии 38-летнего на тот момент Токаева вспомнит Нурсултан Назарбаев при передаче преемнику президентских полномочий.

- Рядом со мной он работает с первых дней независимости Казахстана. Я хорошо его знаю. Он человек честный, ответственный и обязательный, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев, отмечая важную роль своего соратника в становлении страны.

 

Компетенции Токаева оказались очень востребованы в молодом суверенном государстве. Профессиональному дипломату сразу же предложили должность заместителя министра иностранных дел.

- Казахстану, находящемуся в центре животворных артерий Евразии, сама судьба предначертала вести так называемую многовекторную политику. Замыкаться на одной стране, пусть очень крупной или влиятельной, для начала было бы неразумно и попросту контрпродуктивно, ибо противоречило бы нашим стратегическим интересам. Казахстан настолько огромен в географическом отношении и важен с точки зрения геополитики, что одномерная внешняя политика была бы совершенно неадекватной его потенциалу, — вспоминает Токаев в своей книге «Свет и тень».

Буквально сразу после назначения в 1992 году именно он приступает к переговорам о ядерном наследии Советского союза. Декларация о создании Содружества независимых государств обходила стороной вопрос о ядерном статусе Казахстана, Украины и Белоруссии. По словам Токаева, ему удалось убедить представителей союзных республик игнорировать давление и отложить вопрос о ядерном потенциале. Это позволило республике заявить о себе на международной арене.

- Уже в мае 1992 года Президент Назарбаев был приглашен с официальным визитом в США, где он провел очень важный обмен мнениями со своим старым знакомым, президентом Дж. Бушем. Конечно, ядерная проблематика присутствовала в повестке дня переговоров, но главное состояло в том, что была достигнута принципиальная договоренность по всему комплексу сотрудничества с этой глобальной державой. (…) Если говорить более конкретно, то во время переговоров в Вашингтоне произошла своеобразная сделка: отказ Казахстана от ядерного статуса в обмен на политическое признание молодого государства, широкое экономическое сотрудничество и помощь ему на международной арене, — рассуждает Токаев в своей книге «Свет и тень».

В тот же период будущий второй президент применяет все свои знания, умения и опыт в деле создания имиджа республики. Об умении нынешнего президента вести беседу и задавать правильные вопросы в одном из интервью рассказывал бывший заместитель Генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе.

- Он договороспособный. Умеет слушать, любит слушать. И старается понять собеседника. При неофициальных встречах он очень веселый может быть. Анекдот может рассказать, — описывает Токаева он.

Уже в 1994 году Назарбаев повышает Токаева до министра иностранных дел. Это одна из самых больших вех в его карьере — за десять лет работы в этой должности (1994—1999, 2002—2007 с перерывом в 2,5 года, когда Токаев был премьер-министром страны) он нарастил политический вес и влияние, что позволило ему разрешать многие геополитические коллизии — в частности, уже спустя всего два года Токаев подпишет Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в Нью-Йорке, а в 2005 году — продолжит эту линию, скрепив своей подписью Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии в Семипалатинске.

Именно на период работы Токаева главой МИДа пришлось проведение очень важных и непростых для Казахстана переговоров по делимитации границ. Решение этой проблемы в отношениях между Казахстаном и Китаем продолжалось на протяжении шести лет с 1992 по 1998 годы, а демаркация полностью завершилась только в 2002 году.

- Казахстан не отдавал никаких территорий Китаю, как впрочем, и Китай не отдавал своих территорий Казахстану, — прокомментировал итоги переговоров Токаев.

А уже в 2005 году в Москве президент Казахстан Нурсултан Назарбаев и президент Российской Федерации Владимир Путин подписали договор о самой протяженной в мире сухопутной границе – между Россией и Казахстаном.

 

В начале февраля 2003 года на заседании Постоянного Совета ОБСЕ была определена стратегическая задача для Казахстана — председательство в ОБСЕ. Республика была выдвинута коллективным кандидатом от стран СНГ. Решение о том, что Казахстан первым из стран СНГ займет эту должность в 2010 году, было принято 29-30 ноября 2007 года на 15-м заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Мадриде.

В марте 2011 года генеральный секретарь ООН объявил о своём решении назначить Токаева заместителем генерального секретаря ООН, генеральным директором отделения ООН в Женеве. Касым-Жомарт Токаев занимал должность генерального секретаря Конференции ООН по разоружению.

- Токаев пользовался в ООН популярностью и в дипкорпусе, и в Большой Женеве в целом. И в других международных организациях. Я там проработал почти 9 лет, он меньше трех — но за такое короткое время Токаев там очень много узнал. Когда я позже приезжал в Женеву, а он уже работал заместителем генерального секретаря ООН, он со мной делился тем, как он собирается делать и почему. Он быстро вошел в курс дел, — вспоминает о работе Токаева его преемник на посту заместителя Генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе.

В интервью университетскому журналу МГИМО Токаев заявил, что важнейшей встречей, которая пришлась на его срок, была встреча по Сирии, состоявшаяся 30 июня 2012 года. По его словам, она стала единственной из всех переговоров по этой стране, которая принесла реальный результат в виде итогового документа.

«Он до сих пор служит международно-правовой основой сирийского урегулирования. (...) Переговоры вначале проходили в расширенном, а затем в узком составе с участием министров иностранных дел государств - постоянных членов Совета Безопасности. (…) США представляла Хиллари Клинтон. Встреча увенчалась полным успехом! Клинтон была шокирована таким результатом, в том смысле, что она, сама того не ведая, согласилась с текстом итогового документа».

 

16 октября 2013 года Токаев был вновь избран председателем Сената парламента Республики Казахстан и покинул ООН.

- Я ему (Пан Ги Муну – прим.) очень благодарен, потому что он тогда действительно принял очень смелое решение: выбрал кандидата из Средней Азии, правда, с большим, чем у моей соперницы, послужным списком, то есть отдал предпочтение профессиональной составляющей. А в день выборов главы палаты, точнее ночью, я позвонил Пан Ги Муну и сказал, что буквально через 45 минут буду избран председателем Сената. В трубке воцарилось молчание, после чего мой бывший начальник сказал: "Я всегда считал, что ты не задержишься в ООН, однако никогда не думал, что уедешь так скоро. В любом случае я очень благодарен тебе за большую и полезную работу в Женеве, я ее высоко оцениваю, сделаю по этому поводу специальное заявление, — вспоминал о своем уходе Токаев.

Президент Нурсултан Назарбаев в этот период разработал стратегию «100 конкретных шагов», предусматривающую пять институциональных реформ: модернизацию экономики, мощное развитие среднего и малого бизнеса, научно-технический прогресс, внедрение новейших технологий и, конечно, политическую реформу.

- Сенат очень активно работал над законодательным обеспечением «100 конкретных шагов», с этой целью мы приняли около 60 законов, а сколько внесли изменений в существующие законы— даже трудно сосчитать. Данная напряженная работа велась, хотел бы это подчеркнуть, совместно с правительством. И она была очень эффективной, — рассказывал Токаев.

Погруженность преемника работу отметил и Назарбаев при передаче Токаеву президентских полномочий.

- Все программы разрабатывались и принимались с его участием. Я верю, что Токаев именно тот человек, кому мы можем доверить управление Казахстаном, — сказал первый президент страны.

Со своей стороны Токаев всячески подчеркивает намерение продолжать работу, начатую предшественником. Точнее, ими обоими.

20 марта 2019 года он стал вторым президентом Казахстана.

Асхат Серикгазин

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи