Опубликовано: 32000

Кок-Тобе и другие природные территории становятся недоступными для казахстанцев в преддверии лета

Кок-Тобе и другие природные территории становятся недоступными для казахстанцев в преддверии лета Фото - Caravan.kz

Жители Алматы и гости города ужаснулись финансовому аппетиту администрации парка Кок-Тобе, расположенного на высоте 1100 метров над уровнем моря, являющегося не только символом южной столицы, но и всего Казахстана – въезд на паркинг Кок-Тобе вдруг и неожиданно стал стоить 7 тысяч тенге.

Но и это, как оказалось, вовсе не предел.

Согласно прейскуранту, который выставлен перед въездом в Кок-Тобе, въезд на территорию парка на мопеде или на мотоцикле составляет 1500 тенге, на микроавтобусе – 25 тысяч тенге.

- Это ужас, позор! Что вы делаете на 7 тысяч тенге? В день сюда приезжает как минимум 200 машин. И что вы делаете с этими деньгами? – возмущается одна из жительниц Алматы, которой пришлось неожиданно столкнуться со столь необоснованными тарифами и которая выложила видео в социальных сетях.

Получается, что национальные парки республики по-прежнему являются практически недоступными для казахстанцев в широком смысле этого слова. Несмотря на то, что на прошедшем референдуме были инициированы такие поправки в Конституцию страны, как то: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу».

Может быть, происходит это потому, что далее следует дополняющая формулировка, которая гласит, что «от имени народа право собственности осуществляет государство». И тут же приписка: «Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Вот только каковы эти пределы и что это за законы, которые буквально сводят на нет первоначальную часть предложенных поправок в Основной закон РК – нет никаких разъяснений.

Кстати, ранее в Конституции Казахстана было написано, что «земля и ее недра принадлежат государству».

- И государство делало, что хотело, – не так давно отмечал член совета по правовой политике при президенте РК Омирали Жалаири. Однако, судя по всему, сегодня также не совсем понятно, что происходит в этом секторе, который давно вызывает множество спорных вопросов. Как, например, повторим, тот же вопрос посещения национальных парков, которые сегодня, невзирая ни на какие поправки или иные указания сверху, по-прежнему практически закрыты множеством запретов и шлагбаумов.

Хотя несколько ранее член рабочей группы по внесению изменений в Конституцию, доктор юридических наук Ермек Абдрасулов утверждал, что «принадлежность земли Казахстана народу – это императивная норма и главная часть конституционного положения».

Вот только, согласно его утверждениям, «государство будет управлять землей посредством госорганов, институтов, чиновников», пусть даже и происходить это будет в интересах народа. 

Правда, эксперт поправляет свою формулировку, добавляя, что «если это управление будет вопреки воле народа, то соответствующие лица будут нести ответственность. Так как у нас будут специальные законы, где будет конкретно прописано, что управление должно быть организовано, исходя из того, что земля Казахстана принадлежит народу». "500 тенге с пешехода" - на что уходят деньги в Иле-Алатауском нацпарке, пока животные едят мусор

И – ни слова о подотчетности. Потому как возьмем простой пример – в магазине есть хозяин и есть управляющий. Главный – хозяин, в данном конкретном случае – народ. И управляющий ему подотчетен по всем статьям, чего не происходило, как оказывается прав Омирали Жалаири, в предыдущие времена.

Но вот будет ли новая формулировка работать в интересах казахстанцев? Или это просто снова те же самые мысли, только выраженные другими словами?

Может быть, уполномоченным органам стоит все-таки более ответственно подойти к расшифровке вышеприведенных утверждений и более простыми, доступными словами пояснить: на самом деле, наконец-то, земля будет принадлежать гражданам страны, или все останется, как было – ввиду не меняющегося чиновничьего управления, а значит, и произвола?

И казахстанцы по-прежнему будут вынуждены обходить и объезжать вроде как собственные нацпарки, заповедники и другие ООПТ, которые можно и должно посещать бы с определенными правилами и ограничениями (никто об этом не спорит), но при этом оставаясь «бесправными собственниками».

Между тем, напомним, что касается необходимости подобной оплаты - в экологическом ведомстве пояснили, что в прошлом году в законопроекты были внесены поправки, касающиеся данного вопроса. При этом в отдельную категорию попали дошкольники, инвалиды, ветераны труда, для которых предусмотрено бесплатное посещение. Что касается остальных категорий граждан, то для них оплата за вход в национальные парки состоит из той части, которая идет в доход государства – это 0,1 МРП (1 МРП=3450 тенге). Под этим, по словам чиновников, подразумевается цифра от 300 до 500 тенге, которые получает Нацпарк за предоставляемые услуги. Например, говорят они, сбор и утилизация мусора входят в этот перечень, так же, как и оборудование троп, или такой банальный вопрос, как размещение биотуалетов.

Однако независимые эксперты утверждают, что даже эту сумму никто не вправе взимать, «поскольку она уже заложена автоматически в налогах, которые выплачиваются казахстанцами».  То есть данную оплату можно было бы приравнять, например, к вызову полиции или скорой помощи, приезд которых пришлось бы оплачивать. 

Одновременно в министерстве признают, что «сегодня существует определенная проблема и в отношении того, что все собранные средства будут поступать точно по назначению».

Хотя бы по той простой причине, что каждому известна ситуация: при переезде шлагбаума на территорию той или иной ООПТ оплата производится в 99 процентах только наличными, да еще зачастую без выдачи квитанций.

Но только этот момент, судя по всему, уполномоченными органами попросту намеренно игнорируется.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Rahat 22.05.2023

Комментарий удален