Опубликовано: 10100

Казахстанской целине – исполняется 70 лет

Казахстанской целине –  исполняется 70 лет Фото - Сергей Туник

Реальные истории, как все было на самом деле. Воспоминания очевидцев из блокнотов журналиста

1954 год. «Холодная» война в разгаре. Голода в СССР нет, но нехватка продовольствия уже ощущается – последствия Великой Отечественной сказываются во многих регионах Советского союза. Особенно в тех, которые были оккупированы фашистскими войсками. ЦК КПСС и правительство еще не в панике, но там уже понимают, что нужны радикальные и масштабные решения проблемы.

Ищут почти полгода. Наконец, 2 марта 1954-го выходит постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Прежде всего в Казахстане. Перед этим в январе глава партии и правительства Никита Хрущев оскорбительно заявил, что «в Казахстане курица дает больше дохода, чем лошадь». И вместо второго секретаря ЦК компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова назначил Леонида Брежнева.

Ирония судьбы: знал бы Никита Сергеевич, что через десять лет «дорогой Леонид Ильич» сместит его с поста. И это будет вовсе не месть за ссылку на целину.

Справка «Каравана»

В 1953-м СССР получил зерна меньше, чем в 1940 году. А также картофеля и овощей. Тогда в Кремле дискутировали: развивать сельское хозяйство интенсивным или экстенсивным путем. Большинство было за второй путь: с точки зрения стратегии более эффективный. Однако тот раунд – вопреки аргументам профессионалов-аграриев – выиграл Хрущев.

Но еще до вступления в силу постановления (кстати, его переписали 27 марта. – Авт.), уже объявили набор добровольцев, готовых поднимать казахстанскую целину. Первый эшелон прибыл в Кустанай 28 февраля 1954 года в 10.50 утра. По воспоминаниям первоцелинников, не было никаких оркестров. Прибывших напоили горячим чаем, погрузили в «полуторки» и развезли по точкам.

Это нельзя забыть

40 лет назад я работал в областной газете «Тургайская новь». В год 30-летия целины встречался со многими людьми, которые приехали в Казахстан или по комсомольским путевкам, или за деньгами, или потому что где-то что-то у кого-то в душе проснулось. Нашел старые блокноты, где записывал интервью. Страницы пожелтевшие, часть текстов поистерлась. Но что-то удалось восстановить. В том числе и то, что тогда нельзя было публиковать.

Совхоз «Знамя труда» возле райцентра Есиль. Секретарь парторганизации первоцелинник Григорий Стороженко тогда был сух и осторожен. Но к концу разговора «разогрелся». Цитирую по сохранившимся записям в блокноте.

«Мы почему сюда поехали? Война кончилась. Отцы, которые победили – они герои. А мы, их дети, где нам себя проявить? Мне в 1944-м 15 лет исполнилось. На фронт не брали. Потом восстановление народного хозяйства. А когда объявили целину – сразу понял, что надо в Казахстан… У нас, на Тернопольщине, еще не все поля были разминированы. Ну и бандеровцы шуровали… В Казахстан поехали те, кто родился до войны… Кто-то думал, что Казахстан – это всегда тепло, что здесь круглый год арбузы-дыни  растут. А пришлось привыкать к резко-континентальному климату. К условиям, которых никто не ожидал. Я 30 с лишним лет отработал на комсомольско-партийных должностях, но однажды решил, что пора и в поле потрудиться. В честь 30-летия целины сел за штурвал комбайна»…

Механизатор Николай Козицын, бывший танкист, приехал в Казахстан летом 1954-го из Тамбова. По его словам, однополчане зазвали в Тургай. «Я на балалайке играл, а Мурат и Ерген из моего батальона на домбре – инструменты похожие. Ну и поехал. Кто ж знал, что в Тургае такие морозы и бураны? Местные нам объяснили, что надо унты надевать и шапку с длинными ушами из волка или лисы. Я привез малахай родне в Тамбовщину – сначала там глаза вылупили. Потом сами стали такие же шить»…

Справка «Каравана»

В первые годы целины в Казахстане было организовано более 350 совхозов. К концу 1980-х насчитывалось около тысячи.

Бригадир мехбригады Евгений Францевич Губерт из совхоза «Путь Ильича»: «Мы тут уже во втором поколении. И казахским овладели. Ну как овладели? С соседями общаемся. Помогаем другу. Мы им – «данке» в шутку. Они нам – «рахмет». Подружились. Приезжали кинопередвижки, агитбригады с концертами. Всем нравилось. Но мы у себя художественную самодеятельность организовали. И пару раз ответные концерты агитбригадовцам устроили после их выступления. И мы не хуже были!!..

Наталья Червонная, доярка совхоза «Путь к коммунизму». На целину перебралась осенью 54-го из Белгородской области. «Никого из близких там не осталось, Подумала, если дадут жилье, я же в после войны почти три года в землянке жила, то почему нет?.. Мужа здесь нашла. Фронтовик. Сюда тогда много агрономов, врачей, учителей приехало. Во всех газетах об этом писали, по радио передавали. Первые года три газеты раз в неделю привозили»…

Справка «Каравана»

По итогам соцопроса в 2019 году 13 % молодых казахстанцев не знали об освоении целины. 20 % считали, что это была агрессия СССР. Остальная часть не знала, чего было больше в этом – позитива или негатива.

По разным данным, в 1955-1957 годах поднимать целину в Казахстан приехало около миллиона добровольцев. Некоторые с семьями. И они создали поколения целинников.

Механизатор совхоза «Октябрьский» Виктор Нечаев приехал на целину ровно 2 марта 1954-го из Новочеркасска. По его словам, первую зиму пережили в землянках. «Вечерами собирались, песни пели под гармошку и мандолину, танцевали. Комфорт наступил через год или два. Кто-то не выдерживал, уезжал. Городским трудно было привыкнуть. Но мы хорошо помнили роман «Как закалялась сталь» Островского. Паша Ангелина, Павка Корчагин – примеры! Мы же все были комсомольцами и коммунистами. Я три года подряд становился победителем соцсоревнования в хозяйстве и два раза в районе. Телевизор подарили. Это в 1966-м или 1967-м было. Несколько раз путевками в санаторий награждали»…

Братья Добрые – Владислав и Вячеслав – приехали в Державинский район в 1956-м из Липецкой области. Журналисты любили брать у них интервью. И не только из-за фамилии. Передовики производства! Старший потом стал замдиректора совхоза. Младший в 45 лет получил высшее образование, стал главным агрономом хозяйства. Но когда приходило время жатвы – садился за штурвал комбайна.

Что дала целина Казахстану и казахам

Последний раз я виделся с ними на уборке урожая в 1987-м. Перестройка в разгаре. Гласность! Вот они и понарассказывали мне о приписках. Многие тогда грешили этим…

В 1986-м я записал интервью с секретарем комсомольской ячейки села Красивинское (или Красивое? – уже не помню) Анной Мигулей. В 1984-м ее не допустили на областную комсомольскую конференцию. Почему?

Целинный характер

«Сетка», сказали, у нас существует. Ну и психанула. Неужели я такая толстая, что в вашу сетку никак не пролезу? Это я на пленуме райкома с трибуны так и заявила. Все сразу, конечно, попадали. Потом уже объяснили, что мое выступление на том уровне было нежелательным. До перестройки еще полтора года было»…

Чтобы было понятно. После окончания школы Аня очень хотела работать трактористом. Но ни один бригадир, даже ее добрый сосед Иван Иванович Гасс, не хотел брать к себе этого «черта в юбке». Оправдания? По словам Анны, аргументы у него были простые: «не женское это дело… тебе же всегда придется помогать, «техничку» рядом держать… у тебя опыта мало»…

Но в 1980-м Мигуля начала работать в бригаде Гасса! Целинный характер сказался. Научилась правильно лезть поперед батьки!

И еще три факта из биографии Анны. В 1984-м ее избрали членом бюро райкома комсомола. По тем временам высокая должность (хотя, честно говоря, безответственная). Заседание райкома. Все ждут Мигулю. Дождь. Дорога – вдрызг. Решили, что Анна не приедет. Вдруг рев мотоцикла под окном. И через минуту она: «Успела? Где тут переодеться можно»?

Собравшиеся тут же на минуту вышли. Молча…

Вечером односельчанин Мигули сказал мне, что рад был, когда у Ани мотоцикл угнали: «Под сто кэмэ носилась, кур и людей пугала».

Второй сюжет от Мигули. «В начале 84-го нас призывают экономить ГСМ. Приезжает мой «первый» (очевидно, секретарь райкома партии или комсомола. – Авт.) и требует бензин для своей машины. Я ему: иди к председателю. Он мне: Ты чё, рехнулась? – Я ему: Ты же сам мне два дня назад говорил об экономии ресурсов? Значит, я должна кого-то обманывать? – Да что ты за секретарь такой, что не договориться? – Ну и не надо договариваться. На подлог не пойду!..

Третий. Потомственную первоцелинницу Мигулю наградили турпутевкой в Чехословакию. Что ей запомнилось?

«Ну, деньги у меня украли… А у чешских крестьян трактора белые. Не черные, как у нас, все в грязи, мазуте». И такая зависть была в голосе…

Я не знаю, где сейчас Анна Мигуля. По возрасту уже пенсионерка. Мой коллега коренной целиноградец  Каирбек Каиржанов из семьи первоцелинников, общался с ней лет 13-15 назад. Сказал, что уже не «буянит», «потому что отвоевалась».

Эти люди делали историю казахстанской целины!

Наука и жизнь

До 1954 года Казахстан сдавал в «закрома родины» полтора-два миллиона тонн зерна. В середине 70-х уже более 12-13 млн тонн. Причем доля сильных, твердых и ценных сортов в разные годы (в зависимости от погодных условий) составляла от 45 до 75 процентов.

Первый «звонок» прозвучал в 1963-м, когда в СССР грянула страшная засуха.

Казахстанская целина дала только половину плана. И виной тому была не только засуха. Бездумная распашка около 30 миллионов гектаров земель привела к деградации почв. А потом суховеи и пыльные бури снесли плодородный слой. Случилось то, о чем Хрущева предупреждали казахстанские аграрии.

Если в первые три года наша целина давала высокие урожаи, то уже к началу 60-х - от половины до трети к плану. С гектара собирали по 5-7 центнеров зерна. Бензин и солярка дороже стоили. «Золотой» хлебушек получался. Эффективность труда наших хлеборобов по разным оценкам упала на 60-65 %. Но это не их вина.

Миллионы гектаров были потеряны на многие годы.

Именно в 1963 году СССР закупил около 12 миллионов тонн зерна. Это был старт многолетним закупкам Советским Союзом зерна из США, Канады и Австралии. Ну и началом заката бестолкового управления Хрущевым сельским хозяйством страны.

Год спустя казахстанские специалисты нашли варианты, как сберечь урожай – лесополосы! Да, трудно, долго, затратно. Но идея себя оправдала.

Справка «Каравана»

В 1955 году уже бывший глава правительства СССР, министр иностранных дел Вячеслав Молотов (да-да, тот самый, который подписал пакт с Риббентропом о ненападении Германии!) заявил, что: «Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость, в таком размере – авантюра. Я с самого начала был сторонником освоении целины в ограниченных масштабах, а не в таких громадных… Нести колоссальные расходы вместо того, чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово… Разбросали средства, а хлеб хранить негде… Дорог нет. Вывезти нельзя… Хрущев нашел идею и несется, как саврас без узды».

Отлично сказано! За эти слова Хрущев отправил министра иностранных дел послом в Монголию. Типа, знай, кому перечить!..

Не надо думать, что все было так плохо.

Даже западные эксперты признали, что наша целина не только позволила нарастить производство зерна, молока, мяса. Она вырастила немало ученых, которые уже успели засветиться своими публикациями в научных журналах.

Как Хрущёв хотел передать России четверть казахстанских земель

Бывшие колхозы и совхозы стали фермерскими хозяйствами. Некоторых (крупных) даже консультируют зарубежные эксперты. Экономист Канат Берентаев в 2004-м говорил мне в интервью, что целина – это не социально-экономический, а политический разновекторный проект со своими положительными и отрицательными сторонами. «Результаты были разными. Зато орденов и медалей наштамповали много. Почетных грамот – тоже. Колхозы-совхозы разрушили. Не думаю, что мелкие фермерские хозяйства смогут заменить их. Опять создавать совхозы? Нет! Кооперативы. Рано или поздно к этой версии вернутся»…

История казахстанской целины еще не дописана.

И до сих пор идет полемика, как правильно писать: с прописной буквы – Целина? Или со строчной – целина? Наша редакция выбрала ЦЕЛИНА!

Поздравляем всех первоцелинников с 70-летним юбилеем!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи