Опубликовано: 1600

Как VIP скупает выгодный бизнес за копейки

Как VIP скупает выгодный бизнес за копейки

В Казахстане начата реализация Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы.

В его рамках в частные руки будут переданы активы крупных компаний госсобственности, ранее собираемые в АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек», АО «КазАгро» и  так далее, пишет 365info.

Официально целью приватизации является «уменьшение доли участия государства в экономике и вовлечение частного капитала в управление бизнесом». Однако многие аналитики полагают, что доходы от приватизации пойдут на финансирование расходной части бюджета страны, сильно «просевшей» из-за падения цен на экспортируемое сырье.

Не исключается и проведение под флагом очередной приватизации банального передела собственности.

В перечень выставляемых на продажу госактивов вошли почти 260 компаний из разных секторов экономики – от нефтегазового до аграрного. Всего более 780 объектов. Среди них такие нацкомпании как «Казахстан Темир Жолы», «Казатомпром», «КазМунайГаз», «Казпочта», энергетическая компания «Самрук-Энерго» (в состав которой входят крупнейшие электростанции – Экибастузские ГРЭС-1 и ГОЭС-2). В перечень организаций республиканской собственности, подлежащих приватизации, также вошли санатории МВД РК, Казахфильм, Международный центр пограничного сотрудничества «Хоргос», оздоровительный центр «Бобек», аэропорты Астаны, Павлодара, Актау.

В результате приватизации и реструктуризации компании будут оптимизированы. Ожидается, что количество компаний в структуре НК «КазМунайГаз» сократится с 206 до 75 (в 2002 году, когда КМГ был только создан, в его состав входило всего 48 дочерних и зависимых организаций), КТЖ– со 102 до 30, «Казатомпрома» –с 82 до 38, «Самрук-Энерго» – с 38 до 19. И не факт, что госхолдинг при этом не утратит контроль над структурами, необходимыми для достижения прежде всего долговременных задач национального уровня.

Продать нельзя оставить

Первая волна приватизации проводилась руководством страны еще в 90-е годы с целью создания основ для рыночной экономики. При этом часть государственных активов то передавалась в частные руки, то государство «для повышения эффективности деятельности» выкупало их обратно. Последнее было вызвано тем, что постулат «частные компании гораздо более эффективные и гибкие, чем государственные» не оправдывался.

Основная идея нынешней программы приватизации – придать импульс дальнейшему развитию частного бизнеса страны. Однако никто не может внятно объяснить, зачем разные по направлениям деятельности организации постоянно концентрировали вначале в «Казыне» и «Самруке», а затем и в объединенном холдинге. Входящие в него нацкомпании и ранее активно и неоднократно избавлялись от так называемых непрофильных активов, причем не менее активно «обрастали» ими снова и снова.

Будучи главами холдинга этим занимались и Канат Бозумбаев, и Кайрат Келимбетов, и Тимур Кулибаев. В настоящее время – Умирзак Шукеев.

Однако когда сегодня на приватизацию выставляются не просто крупные, а стратегически важные объекты, необходимо провести анализ результатов предыдущих волн разгосударствления. Тем более, что, по крайней мере, в открытых официальных источниках можно найти лишь количество выведенных из госсобственности объектов, а вот достоверной информации кому, по какой цене они перешли, а также оценку эффективности этого перехода найти невозможно. Создается впечатление, что раздуваемая структура нацкомпаний с неизбежной периодической «оптимизацией» – один из эффективных способов, позволяющий VIP-лицам буквально за копейки приобретать выгодный бизнес.

Неутешительные итоги

К концу 2013 года из 713 активов и объектов из структуры компаний ФНБ «Самрук-Казына» было выведено 482, в том числе 405 было реализовано частному сектору. В 2014 году из выставленных на продажу 59 объектов было реализовано всего 24 объекта. Причем, по данным зампредседателя ФНБ «Самрук-Казына» Елены Бахмутовой, на некоторые объекты вообще не было заявок, 13 активов выставлялись на торги дважды, а 11 активов – трижды. Например, не вызвали интереса зарубежные активы АО «Самрук-Казына», среди трижды выставлявшихся на торги были такие компании как ТОО «Бiржан-Атырау», ТОО «Бас-Балхаш 2004», АО «Каскор-Транссервис». Итоги прошлого года аналогичны – из 22-х запланированных к реализации активов в конкурентную среду ушло только 9. Сроки реализации некоторых активов были перенесены на текущий год.  Как бы то ни было, результаты далеки от того, на что рассчитывало правительство. То ли у бизнеса денег нет, то ли активы неинтересны.

Неоднократно уже проводимая приватизация должна была решить следующие задачи: оптимизировать структуру активов Фонда, повысить уровень прозрачности и эффективности работы компаний, обеспечить трансферт технологий и капитала для развития компаний, стимулировать развитие казахстанского фондового рынка, а также малого и среднего бизнеса. Увы, ни одна из них так и не решена. Но, по мнению аналитиков, вполне удачно происходила смена собственников.

Плохой пример от «Трактебеля»

Следует отметить, что экономический кризис далеко не лучшее время для выгодной продажи. Предприятия (ряд из которых являются стратегическими) придётся вновь отдавать за бесценок. И продолжающееся обесценение тенге будет этому способствовать. Ведь продаваться активы государством будут в тенге. И чем слабее окажется национальная валюта на день покупки, тем дешевле обойдется актив покупателю в долларах. Не зря же министр нацэкономики Ерболат Досаев отметил, что на сегодняшний день балансовая стоимость активов и их рыночная стоимость не совпадают. Кроме того, в связи с кризисом у бизнеса возникло столько проблем, что ему сейчас не до расширения – свести бы концы с концами. Правда, если речь не будет идти о бросовых ценах.

 Многие предприниматели (исходя из предыдущей практики) уверены, что продажи будут проводиться по давно отработанному механизму, когда привлекательные активы уже распределены, и потому не видят смысла подавать заявки

Для того, чтобы ситуация с приватизацией в очередной раз не повторилась и не свелась к передаче активов «своим» людям или продаже «пустышек», необходима прозрачность и публичность процесса приватизации

Также не исключено, что (как это уже было не раз), выкупившие предприятия «инвесторы» попытаются получать максимальную выгоду, вкладывая в них по минимуму и не беспокоясь об их будущем. К примеру, это относится к НПЗ, которые могут повторить судьбу алматинского энергокомплекса, когда им распоряжалась бельгийская компания «Трактебель С.А.».

Напомним, что в августе 1997 года, используя связи в правительстве, эта компания «организовала» выгодную для себя покупку наиболее привлекательных частей энергосистемы Алматы. «Инвесторы» из «Трактебеля» заплатили за них всего 7 млн. долларов (при том, что стоимость только Алматинской ТЭЦ-2 оценивалась в 500 млн. долларов) плюс к этому получили право на ежеквартальный пересмотр тарифов (которые они изменяли лишь в сторону повышения) и прочие льготы. Инвестиционная программа по факту была выполнена всего на 30 процентов.

Доведенная бельгийскими инвесторами практически до банкротства (и это при рентабельности 25 процентов) приватизированная энергосистема в мае 2000 года была вновь выкуплена государством. При этом бельгийцы за отказ от активов получили сумму на порядок выше, чем ранее за них заплатили!

Нецелесообразна приватизация не только таких стратегических объектов как НПЗ, но и  геологоразведочной компании «Казгеология», НИИ. Что касается последних, то в масштабных научных исследованиях в первую очередь заинтересован не частный сектор, а государство. И если государство продолжит распродажу своих исследовательских институтов, то оно все равно будет вынуждено поддерживать их заказами, но уже как частные структуры. В целом не следует торопиться с постановкой запятой во фразе «продать, нельзя оставить» и приватизацию ряда активов АО «Самрук-Казына» необходимо отложить до тех пор, пока не будет проведена оценка эффективности их разгосударствления.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи