Опубликовано: 3400

Как повысить статус и престиж профессии учителя

Как повысить статус и престиж профессии учителя Фото - архив "Каравана"

В Казахстане курс на повышение статуса и престижа профессии педагога был взят еще несколько лет назад, когда для того, чтобы поддержать благородный труд учителя, а также обеспечить максимальную эффективность его деятельности, был принят Закон РК «О статусе педагога»

На расширенном заседании правительства 15 июля 2021 года глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил освободить учителей от непрофильной и несвойственной нагрузки педагогов, а также повысить оплату учителям в два раза. А еще в целях недопущения нарушения прав педагогов тогда же в регионах на базе департаментов по обеспечению качества в сфере образования КОКСОН были созданы Советы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов. Но, главное, согласно принятому закону была сокращена нагрузка и установлен запрет на привлечение педагогов к решению задач, не относящихся к их профессиональной деятельности, плюс осуществлен переход к 16-часовой нагрузке для педагогов школ.

И это не случайно.

Ведь именно учитель является главной фигурой всей системы образования, как в Казахстане, так и в мире в целом. Педагог всегда играл и играет уникальную роль в человеческой цивилизации. Именно учитель аккумулирует в себе и передает знания и умения, накопленные людьми, каждому следующему поколению.

Потому-то, согласно статистике, несмотря на некоторое снижение престижа профессии учителя в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Профессиональных педагогов всегда ждут в больших городах республики, небольших и средних населенных пунктах, но особенно – в маленьких сельских и деревенских поселениях.

А для обеспечения качества и привлечения в профессию педагога талантливых выпускников с 2020 года был предусмотрен особый порядок присвоения квалификационной категории молодым специалистам.

- Выпускникам программы «Болашақ» присваивается квалификационная категория «педагог-исследователь». Они не проходят процедуру присвоения квалификационной категории и получают доплату в размере 40 процентов от должностного оклада. Мы ввели сертификацию выпускников образовательных программ педагогических направлений. Квалификационную категорию будущий педагог может получить по результатам прохождения Национального квалификационного теста. Таким образом, уже в начале карьеры молодые педагоги имеют возможность получить существенную прибавку к заработной плате. Также предусмотрены механизмы развития института наставничества для поддержки начинающих педагогов, - подтверждала на тот момент председатель комитета дошкольного и среднего образования МИН РК Гульмира Каримова.

Кроме того, благодаря внедрению новой системы профессионального роста педагога заработная плата работников сферы образования увеличилась от 30 до 50 процентов в зависимости от должностного оклада. Также педагогам были увеличены доплаты за классное руководство и проверку тетрадей и предусмотрены новые доплаты за наставничество, степень магистра, преподавание предметов «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» на английском языке, а также за ведение спортивных секций.

Что же касается столичных школ, то в них – в целях повышения авторитета учителя, престижа педагогической деятельности - периодически проводятся профессиональные конкурсы для педагогов. Такие, как «Үздік педагог», «Лучший педагог - предметник», «Лучшая педагогическая инициатива», «Панорама педагогических идей», «Лучшая авторская программа». Кроме того, реализуются проекты «Профессор сабағы» с целью повышения престижа педагогов-ученых, «Лидерство – уроки профессионалов» с целью профориентационной работы, а также «Шеберден тәлім» - для повышения педагогического мастерства.

И, наконец, с целью распространения опыта педагогов, а также повышения статуса самого педагога проходят открытые мастер-классы, дискуссионные площадки на Аллее педагогов – Ұстаздар аллеясы - для обучающихся, педагогов, родительской общественности и даже жителей столицы.

Между тем в Казахстане не так давно также была развернута работа и по педагогической переподготовке для лиц, не имеющих педагогического образования.

На основании чего сегодня, в соответствии с Законом «О статусе педагога», разрабатываются соответствующие образовательные программы педагогической переподготовки. Как отмечают эксперты: «Данная мера направлена на решение проблемы потребности в педагогах в целом по республике».

Таким образом, в решении вопросов, связанных с повышением статуса педагога, было определено продвижение по трем основным направлениям. Первое – на новом уровне системное повышение квалификации педагогов, второе – материальное стимулирование с повышением оплаты за труд, третий путь – проведение работы для повышения авторитета педагога, формирования положительного образа учителя. В Казахстане гораздо легче расщеплять атомы, чем доказать, что ты хороший учитель – педагоги

- Повышение статуса и престижа профессии педагога прежде всего заключается в повышении его профессиональной компетентности. Соответственно, в столице по государственному заказу на 2023 год планируется повышение квалификации для дошкольных организаций – у 1062 учителей, для организаций среднего образования – у 5247, дополнительного образования – 373, для специального образования – 20 и для ТиПО –  у 224 педагогов, что в итоге составляет 6926 человек, - подтвердили в столичном департаменте образования.

К тому же в Астане совместно с профессорами Кембриджского университета реализуется международный проект SHARE, целью которого является повышение качества обучения через внедрение изменений в менеджменте и преподавании, выявленных в результате исследовательской деятельности педагогов. В проекте участвуют 22 школы Астаны и 400 педагогов.

Также для руководителей организаций образования и педагогов столицы запланированы стажировки в ближнем и дальнем зарубежье – в Грузии, России, Сингапуре, Финляндии, Швейцарии, Англии и Франции.

- Программы данных стажировок направлены на профессиональное развитие учителей и руководителей, на помощь школам и педагогам в достижении образовательного превосходства, готовности к вызовам XXI века, педагогики проблемно-ориентированного обучения (PBL), - заключили в столичном департаменте.

- Профессия учителя – очень трудная и ответственная, но зато творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи, - уверена учитель начальных классов столичной школы N 36 Наталья Лушникова.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи