Опубликовано: 1500

Искусственное противостояние

Искусственное противостояние

Зачем предприниматели ВКО выдают желаемое за действительное?


Несколько месяцев продолжается противостояние группы предпринимателей с руководством Восточного Казахстана. Бизнесмены обвиняют региональные власти в злоупотреблениях, использовании коррупционных схем при проведении госзакупок и требуют отставки акима области. Ситуация в регионе накаляется с каждым днем, грозя перерасти в полноформатную войну. Но при детальном анализе ситуации выясняется, что пожар этот раздут искусственно.

Аппетит приходит во время еды?

На такой вывод наталкивает тот факт, что искра разгорелась в пламя из-за ситуации, сложившейся вокруг крупнейшего автоперевозчика города Семея - ТОО «Semey Bus», позицию которого впоследствии поддержали и другие бизнесмены, имеющие различные связи с Серикжаном Айкельевым, косвенно контролирующим «Semey Bus». Представители предприятия обвинили акимат в том, что он отказал в предоставлении, по их словам, положенных им по закону субсидий и что якобы поставило эффективное и успешно работающее предприятие на грань разорения. На поверку же оказалось, что у кого-то, возможно, просто слишком большие аппетиты. Судите сами.

В 2018 году в Семее началась реализация проекта модернизации общественного транспорта. Для того чтобы выпустить на улицы города современные и комфортные автобусы, государство и частный инвестор учредили ТОО «Semey Bus», которое в свою очередь по линии АО «БРК-Лизинг» (ныне АО «Фонд развития промышленности») приобрело за 4,1 миллиарда тенге в лизинг новую технику в количестве 170 единиц. Но уже через два года новый перевозчик вышел на «финишную прямую», оказавшись на грани разорения.

Анализируя причины такой скоротечной и бесславной кончины некогда одного из самых перспективных региональных проектов, все чаще задаешься вопросом: а собирался ли вообще частный инвестор, вошедший в ТОО «Semey Bus» с долей участия в 51 процент, развивать его и исполнять взятые на себя обязательства? Простое сопоставление фактов не просто порождает сомнения на этот счет, но и заставляет предполагать, что прибыль он намеревался извлекать исключительно за счет бюджетных субсидий и всемерной государственной поддержки, совсем не полагаясь на свои управленческие таланты.

Изначально для ТОО «Semey Bus» были созданы «тепличные условия»: льготный лизинг под 7 процентов на 7 лет; обязательства, взятые государством, по субсидированию социально значимых маршрутов в случае их низкой рентабельности и компенсации стоимости проезда для льготников, гарантированному обеспечению предприятия маршрутами. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и то, что частный партнер вошел в этот проект без финансовых вложений, а только недвижимостью в рамках уставного капитала в отличие от государства, направившего на его софинансирование реальные деньги (сумма транша составила 633 миллиона тенге). Казалось бы, что еще нужно для превращения ТОО «Semey Bus» в прибыльный проект?

Ответ напрашивается сам собой: для того чтобы проект был успешным, им нужно было эффективно управлять и вовремя отвечать по взятым обязательствам. Но именно этого и не случилось. Неэффективный менеджмент показал недавний аудит финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Semey Bus», проведенный департаментом внутреннего государственного аудита, о чем было официально заявлено должностными лицами акимата Семея. Что же касается обязательств, то возникает ощущение, что платить по счетам в ТОО «Semey Bus» попросту не спешили, рассчитывая, что в критической ситуации за все заплатит государство бюджетными деньгами.

Задумка, как кажется, была до банальности проста, и если бы звезды сошлись, то ТОО «Semey Bus» вполне могло бы войти в анналы истории как самый рентабельный проект. Прикрываясь нормами «Соглашения о поддержке проекта», в рамках которых акимат Семея взял на себя обязательства фондировать ТОО «Semey Bus» «путем необходимого распределения бюджета», чтобы компания могла обслуживать все свои обязательства в срок, представители перевозчика теперь требуют от государства космического размера субсидий, что не просто ставит под вопрос экономическую целесообразность всей идеи модернизации общественного транспорта в Семее, поскольку речь идет о суммах, превышающих стоимость всего проекта, но и подрывает веру в здравый смысл. Уже в марте 2020 года, через 7 месяцев после пуска на линии первых автобусов, ТОО «Semey Bus» затребовало субсидии в размере 3,5 миллиарда тенге, что с учетом внесенных акиматом в рамках софинансирования средств равнялось всей стоимости проекта. Но теперь ситуация еще интересней: компания требует уже 7,4 миллиарда тенге на 2 года. Как поясняют в акимате Семея, «с учетом того, что после выплаты лизинговых платежей автобусы будут в собственности ТОО «Semey Bus», доход предприятия за счет субсидий составит 3,9 миллиарда тенге» (?!). Конгениально, как говорил Великий комбинатор. Впрочем, повторить успех книжного героя у компании не получилось: государство в расставленную ловушку не попало.

В долгах, как в шелках

Результат в итоге плачевен. Пока в ТОО «Semey Bus» ожидали, когда над их головами разверзнется бюджетная манна, долги копились начиная еще с 2019 года и на сегодняшний день превысили 2 миллиарда тенге.

В частности, задолженность по заработной плате и социальным платежам составляет 168,5 миллиона тенге:

- зарплата – 13,7 миллиона тенге;

- пенсионные отчисления – 113,6 миллиона тенге;

- социальные отчисления – 40,9 миллиона тенге;

- ОСМС - 0,4 миллиона тенге.

Задолженность ТОО «Semey Bus» по налоговым обязательствам в бюджет составила 316,3 миллиона тенге:

- индивидуальный подоходный налог – 85,7 миллиона тенге;

- социальный налог – 77,1 миллиона тенге;

- налог на добавленную стоимость – 132,6 миллиона тенге;

- плата за эмиссию в окружающую среду – 7,1 миллиона тенге;

- налог на имущество и транспорт – 12,9 миллиона тенге.

Задолженность по коммунальным платежам и расчетам с частными организациями составила 347,2 миллиона тенге:

- коммунальные платежи – 60,9 миллиона тенге;

- услуги страхования транспорта – 30,4 миллиона тенге;

- ГСМ – 70 миллионов тенге;

- запасные части – 3,7 миллиона тенге;

- административные и прочие расходы – 182,2 миллиона тенге.

И все это помимо главного – неисполненных кредитных обязательств, которые превысили 1,1 миллиарда тенге!

Куда смотрят правоохранительные органы?

В связи с этим возникает вопрос: ТОО «Semey Bus» работает на рынке пассажирских перевозок с сентября 2019 года и, понятное дело, извлекает прибыль из своей деятельности. Но куда, на какие цели в таком случае она уходит, если предприятие не отвечает ни по кредитным, ни по социальным обязательствам, не уплачивает налоги в бюджет? Само предприятие ссылается на губительность карантинных ограничений, которые якобы и ввергли его в убытки, а также делает акцент на изначальной «плановой убыточности проекта». Но имеют ли эти аргументы под собой доказательства? По крайней мере, с плановой убыточностью проекта можно поспорить, опираясь на выводы НИИ транспорта и коммуникаций, проанализировавшего рынок пассажирских перевозок в Семее, которые прямо говорят о том, что препятствий для того, чтобы проект ТОО «Semey Bus» был экономически рентабельным, нет никаких.

Как кажется, оценить с правовой точки зрения деятельность ТОО «Semey Bus» и расставить точки над i в этих моментах должны правоохранительные органы. С соответствующим журналистским запросом было обращение в департамент экономических расследований ВКО. К тому же у его сотрудников, судя по всему, и без того есть причины повнимательнее присмотреться к городскому перевозчику. Речь тут о судебных баталиях между ТОО «Semey Bus» и управлением государственных доходов по городу Семею, в ходе которых обращают на себя внимание методы ведения бизнеса управленцами ТОО «Semey Bus». Вот только несколько выдержек из решений судов, дающие этому понимание:

«Управлением в адрес ТОО «Semey Bus» выставлено уведомление по результатам камерального контроля No18277Z700060 от 20.10.2020 года. Основанием для его выставления послужило то, что при сверке данных выписанных товариществом электронных счетов-фактур и представленной формы налоговой отчетности ф. 300.00 «Декларация по налогу на добавленную стоимость» за 4-й квартал 2019 года установлено нарушение – занижение сумм НДС по реализованным товарам, услугам с суммой нарушения 69 999 508 тенге».

«Управлением в адрес ТОО «Semey Bus» выставлено уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, №1827K0700028 от 3.11.2020 года. Основанием для его выставления послужило выявление занижения товариществом совокупного годового дохода за 2019 год. Так, товариществом выписаны ЭСФ в 2019 году на общую сумму 563 618 940 тенге. При этом в налоговой отчетности формы 100.00 «Декларация по корпоративному подоходному налогу» за 2019 год совокупный годовой доход указан 237 619 169 тенге».

«РГУ «Управление государственных доходов по городу Семею» вынесло в адрес ТОО «Semey Bus» уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, № 18277Z700051 от 12.08.2020 года. Уведомлением указывается на занижение сумм НДС по реализованным товарам за 4-й квартал 2019 года, выявленное при сверке данных выписанных ТОО «Semey Bus» электронных счетов-фактур (далее - ЭСФ) и представленной формы налоговой отчетности ф. 300.00 «Декларация по налогу на добавленную стоимость». Сумма нарушений составила 55 628 472 тенге».

«РГУ «Управление государственных доходов по городу Семею» вынесло в адрес ТОО «Semey Bus» уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, №18277Z700063 от 30.10.2020 года. Уведомлением указывается на необходимость устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Основанием выставления уведомления явился выявленный факт занижения сумм НДС по реализованным товарам, услугам с суммой нарушения 109 428 941 тенге за 1-й квартал 2020 года».

«РГУ «Управление государственных доходов по городу Семею» вынесло в адрес ТОО «Semey Bus» уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, №18277Z700059 от 20.10.2020 года. Уведомлением указывается на необходимость устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Основанием выставления уведомления явился выявленный факт занижения сумм НДС по реализованным товарам, услугам с суммой нарушения 42 278 803 тенге за 1-й квартал 2020 года».

Как видно, одни и те же нарушения повторяются из года в год. Комментарии тут, как кажется, излишни.

Асхат Темиржанов

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи