Опубликовано: 270

«Их главная цель – подобраться к деньгам авторов»

«Их главная цель – подобраться к деньгам авторов» Фото - Caravan.kz

Руководитель крупнейшего в стране авторского общества «КазАК», композитор, лауреат Государственной премии РК Балнур Кыдырбек рассказала о дельцах, чья цель – не развитие культуры, а доступ к отчислениям композиторов, художников, писателей, поэтов Казахстана.

- Балнур Балгабековна, пожалуйста, вначале немного вводной информации для неспециалистов о том, как работает система авторского вознаграждения в Казахстане, как функционирует сеть авторских обществ. Сама суть, структура, механизмы процесса.

- Каждый автор создаёт произведения – это его труд. Произведения исполняются, то есть ими пользуются, и естественно, что автор должен иметь свою часть оплаты за потраченный труд. Это и есть авторские вознаграждения. Например, автор сочинил песню, которая исполняется много и везде. Но он ведь физически не может сам собирать эти вознаграждения по всей стране, а если это мировая известность, как, например, Джей Ло или Майкл Джексон, то – по всему миру. Здесь и нужно учреждение, отслеживающее, собирающее авторские деньги. Авторское общество согласно установленным правительством ставкам заключает договоры с пользователями – например, с ресторанами, кафе, ТВ- и радиоканалами, и получаемые от них отчисления распределяет по авторам.

- Авторское общество «КазАК» является одним из крупнейших работающих в Казахстане. Членство в вашем обществе объединяет почти 6 тыс. участников. В каких сферах творческой деятельности они заняты?

- Республиканское общественное объединение «Казахстанское авторское общество» (КазАК) – организация, управляющая правами авторов, исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе, представляет интересы не только отечественных правообладателей, но ещё и порядка 3 млн правообладателей из 148 стран мира. На сегодня оно является самой крупной казахстанской организацией в данной сфере. Членами авторских обществ в основном являются создатели музыки, поэтических текстов, драматурги. КазАК защищает не только их авторские права, но и смежные, то есть права исполнителей. У нас много художников разной специализации – декораторы, создатели сценических костюмов, компьютерной графики и освещения. Последние два года у нас было много судебных процессов, связанных с деятельностью фотографов, дизайнеров. Также перед нами стоит задача всесторонней защиты прав авторов научных, учебных публикаций.

В системе авторских прав Турции и США есть такое направление, как «защита автора идеи». Было бы хорошо, если бы и у нас в стране такое было. Но, к сожалению, Закон РК «Об авторском праве и смежных правах», на основе которого мы работаем, не предусматривает защиту авторов идей. Да и не только это. Нет соответствующих норм касательно фотографов, не защищена журналистика. Практика переписывания целых абзацев, «забыв» при этом поставить кавычки, наблюдается не только в научных, но и в публицистических статьях. То есть здесь ещё есть поле для совершенствования законодательства.

- Несколько слов о том, как общество развивалось. Благодаря чему оно выросло в столь крупное авторское объединение? Что способствовало привлечению такого значительного числа авторов именно в «КазАК»?

- В СССР была единая организация – Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). В Алма-Ате в тот период было отделение, которое в разное время возглавляли видные деятели казахстанской культуры – О. Исахов, С. Оразалин, С. Ашимбаев. После распада СССР вместе с коллективом казахстанского отделения ВААП последний его председатель, писатель С. Ыскакбай, создал отдельное учреждение, зарегистрировав его как общественное объединение, куда мы, все авторы, и перешли. Почти 20 лет КазАК был единственной казахстанской организацией в сфере защиты авторских прав, и, на наш взгляд, это было правильно, потому что это сфера, не подлежащая антимонопольным действиям.

- А что произошло затем?

Авторские объединения начали множиться. Стоит отметить, что в каждом государстве имеется только одна организация, управляющая правами авторов, редко где их две: одна занимается правами авторов, другая – защитой смежных прав. В Казахстане же их на сегодня 23: часть – со статусом «общественное объединение», часть носит статус ТОО. Все они собирают авторские вознаграждения, которые в итоге оседают непонятно где, у кого и как.

Например, талдыкорганским телеканалом «Жетысу ТВ» был подписан лицензионный договор с одним обществом. За 2021 год в эфире канала исполнялись произведения только авторов и исполнителей нашего РОО «КазАК». В результате авторы остались без вознаграждения.

Ещё пример: филармония города Астаны (в тот период Нур-Султана) заключила договор о передаче неисключительного права на использование обнародованных путём публичного исполнения произведений и фонограмм с другим РОО, хотя все исполненные произведения опять-таки принадлежали только членам РОО «КазАК». В итоге выплата авторского и смежного вознаграждения так до авторов и не дошла.

Я считаю, что денежные вознаграждения должны аккумулироваться в одном месте, чтобы авторы реально знали, где, у кого конкретно можно требовать свои деньги.

- Есть ли в составе общества знаменитые фигуры – известные современные композиторы, художники, литераторы? Что их привлекает?

Практически весь цвет национальной культуры – от М. Ауэзова и А. Жубанова до авторов наших дней – являются членами нашей организации. Закон позволяет их наследникам получать авторские вознаграждения в течение 70 лет со дня смерти. А таких именитых людей много. Это и Герои Труда Казахстана А. Ашимов, А. Тарази, М. Шаханов, Д. Исабеков, И. Жаханов, О. Сулейменов, это и заслуженные деятели РК, многочисленные поэты, музыканты, художники, всех не перечесть.

- Как в целом обстоит в Казахстане ситуация с обеспечением авторских прав? Пока, судя по описанной вами ситуации, ещё рано говорить о том, что мы приблизились в данном вопросе к развитым странам. В какой мере казахстанские авторы защищены от неправомерного использования их творчества коммерческими структурами?

- Сфера авторского права в нашей стране, собственно, как и сама страна, относительно молоды. При этом общеизвестно, что авторы – народ творческий, в большинстве своём они непрактичны, юридически не подкованы, доверчивы, «витают в облаках» и не всегда разбираются в своих правах. Этим воспользовались многочисленные дельцы из числа юристов, экономистов, бывших полицейских, которые, один день проработав в этой системе, навсегда прирастают к ней как к источнику обогащения. И, как показывает практика, их притягивает к этой сфере не развитие культуры, не проблемы духовного наследия, а только деньги, которые они привыкли получать за счёт авторов.

Я сама композитор, и не понаслышке знаю проблемы авторов. Меня всегда коробит, когда сферу интеллектуальной собственности называют «рынком», а авторские отчисления – «бизнесом». В целом, на мой взгляд, нашу интеграцию в мировое интеллектуальное пространство пока можно назвать односторонней, и, к сожалению, эта интеграция не в нашу пользу. Посмотрите вокруг: какие сочинения исполняются? Это касается всего – и современной эстрады, и классики. Я не призываю, как в некоторых странах, исполнять только своё, но помнить о своём не мешает всем, от рядового гражданина до членов правительства. Очевидно, что мы имеем давление со стороны, лоббирование чужих интересов. "КазАК", как самая большая организация страны, защищающая интересы казахстанских авторов, почти два года отбивается от давления российских организаций, которые используют различные методы, вплоть до противозаконных.

- В последнее время в ряде СМИ отмечаются претензии к вашему обществу, некоторые авторы рассказывают журналистам о невыплате причитающихся им процентов (роялти) за исполнение их произведений. Соответствует ли это действительности? Что вы могли бы ответить на такие обвинения?

- Это всё интриги оппонентов, глубоко связанных с теми, кто пытается забрать себе интеллектуальную собственность Казахстана, точнее – деньги, поступающие от неё. Я ещё в начале нашей беседы отметила, что тех, кто поднимает вопросы о РОО «Казахстанское авторское общество», интересуют, как правило, только деньги, и меньше всего волнуют отечественные авторы, да и само отечество.

Было время, когда как по объективным причинам (таким, как пандемия), так и по субъективным (противодействие бывшего руководства "КазАК") выплаты роялти авторам были небольшие. Сейчас ситуация нормализовалась. С осени прошлого года РОО "КазАК" наконец-то смогло приобрести комплексную программу по распределению авторских вознаграждений. И практически всем отечественным авторам уже сделана выплата. Внедрены личные кабинеты членов "КазАК", где авторы могут в любое время получить любую интересующую их информацию. Бесплатно, как при СССР, – больше не будет

Автор или правообладатель, согласно закону, заключает юридический договор с организацией по коллективному управлению правами (ОКУП), такой, как наше авторское общество, и затем спокойно получает свои выплаты. Для прозрачных выплат юридически необходимы договоры, а также данные банковских счетов и иных реквизитов. Однако среди авторов бывают такие, как небезызвестный господин Ж. Даулет или наследники композитора А. Бейсеуова, которые откровенно игнорируют приглашения с нашей стороны, чтобы заключить подобные договоры, предпочитая кляузничать и жаловаться вместо того, чтобы прийти один раз в офис "КазАК" и дать свои данные. Мы ведь не можем отправлять деньги непонятно кому и куда.

26 апреля РОО «Казахстанское авторское общество» провело внеочередное общее собрание в соответствии с законом и уставом общества, на котором авторам были  даны ответы на все вопросы. А за два дня до проведения "КазАК" своего общего собрания ряд лиц, среди которых есть и такие, кто не является членом нашей организации, провели своё «собрание», где всё сказанное было ложью от начала до конца, а немалая часть высказанного вообще являлась публичным оскорблением нынешнего руководства организации. Один их них, видимо, забыл, как год назад за подобное поведение по решению городского суда Алматы заплатил штраф и просил прощения у кинорежиссёра Ермека Турсунова.

Что же касается самого активного организатора дезинформации, то в отношении его управлением полиции Алмалинского района Алматы сейчас ведётся следствие, которое находится под надзором прокуратуры.

Несмотря на незаконность своего мероприятия, наши оппоненты подали заявку на регистрацию «нового устава» и нового избранного ими руководства общества. Здесь будет интересна позиция Министерства юстиции РК – кого они будут регистрировать: нас, представителей легитимной организации, или их, не знающих, как подобраться к деньгам авторов?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи