И моно- станут поли- Караван
  • $ 514.65
  • 544.6
-8 °C
Алматы
2024 Год
8 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
И моно- станут поли-

И моно- станут поли-

В моногородах Карагандинской области активно происходит снижение экономической и социальной зависимости от градообразующих предприятий. По прогнозам аналитиков, последовательная работа в этом направлении позволит в самом недалеком будущем вдохнуть новую жизнь и силу в монорегионы.

  • 2 Мая 2022
  • 163
Фото - Caravan.kz

Карагандинская область прочно заняла в стране лидерские позиции по количеству моногородов. Абай, Сарань, Шахтинск, Темиртау, Балхаш, а до недавнего времени – Жезказган и Сатпаев, ныне плавно “перекочевавшие” в только что созданную Улытаускую область, долгие годы полностью зависели от градообразующих предприятий. А потому жизнь здесь протекала гораздо медленнее, чем в областном центре. Молодежь, не имевшая возможности устроиться на промышленные гиганты, уезжала из родных мест в поисках лучшей доли. Население старилось.

Но с принятием программы развития моногородов всё резко изменилось. Началась диверсификация экономики моногородов, появились новые возможности для бизнеса, потянулись новые инвесторы, стали открываться предприятия, появляться рабочие места.

Ярким примером тому может служить стремительное развитие экономики города-спутника Караганды – Сарани. В 2021 году в этом городе была создана индустриальная зона, которая не давала налоговых преференций, но обеспечила город соответствующей инфраструктурой. В индустриальной зоне Сарани был дан старт сразу 4 проектам.

“Один уже работает – это автобусный завод, – написал недавно на своей странице в социальной сети “Facebook” аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК. – Команда из 400 специалистов за 2 года наладила производство и осваивает выпуск 2 новых моделей автобусов – низкопольного городского и 10-метрового. Саранские автобусы можно встретить на дорогах Караганды, Жезказгана и Сарани. Также в этом году автопарки Караганды намерены закупить 80 новых саранских автобусов, а управление образования – 27 для развозки детей в сельской местности”.

Второй проект – завод по производству шин.

– Если автобусный завод был открыт на базе бывшего завода резинотехнических изделий (РТИ), то через дорогу от него в прошлом году было начато строительство совершенно нового, современного шинного завода, – рассказал Женис Махмудович “КАРАВАНУ” об основном проекте индустриальной зоны в Сарани. – Это первый подобный завод на территории Центральной Азии. Дело в том, что все страны Центральной Азии импортируют эту продукцию, и потому спрос на нее огромный. Мы же планируем выпускать на первом этапе – 3,5 миллиона, на 2-м и 3-м – до 7 миллионов шин в год.

По словам главы региона, проект реализует ТОО “KamaTyresKZ” – совместное предприятие АО “Группа компаний “Аллюр” и ПАО “Татнефть”. На сегодняшний день объем выполненных работ составляет 65 процентов. Открытие завода планируется в конце этого года.  Зачем ставить крест на городах

– Со своей стороны мы оказываем всестороннюю поддержку инвесторам, чтобы все работы они выполнили в срок, так как здесь создаются новые рабочие места, – подчеркнул Женис Касымбек. – Только на шинном заводе трудоустроят 1 200 человек. Сейчас идет набор сотрудников. Компания за свой счет обучает персонал в Нижнекамске и выплачивает стипендию за период обучения.

Также на территории индустриальной зоны в скором времени появятся еще 2 новых предприятия. Заводы по изготовлению опор и мачт освещения, барьерного ограждения и по выпуску продукции из легированной стали для промышленных предприятий и строительных компаний. Аким области уверен в промышленном потенциале города Сарани и готов приложить все силы, чтобы развивать моногород, сделать его снова привлекательным и перспективным. Его уверенность подкреплена конкретными показателями.

– В городе увеличены темпы жилищного строительства на 260 процентов. Рост происходит за счет восстановления домов в микрорайоне РТИ. Там начали восстанавливать 9 домов, 2 уже закончены. Помимо микрорайона РТИ, в городе завершают два 100-квартирных арендных дома на ул. Рабочей. В Сарани начинается газификация, причем начинается с индустриальной зоны. Газ там уже подведен, и предприятия стали подключаться. По плану город Сарань и поселок Актас начнем подключать со следующего года. Начаты текущие и средние ремонты улиц города. Также будет приведен в порядок ряд фасадов и дворов жилых домов.

КАРАГАНДА