Досрочных выборов Казахстану не избежать - эксперты - Караван
  • $ 511.22
  • 540.05
+3 °C
Алматы
2024 Год
2 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Досрочных выборов Казахстану не избежать - эксперты

Досрочных выборов Казахстану не избежать - эксперты

Конституция Казахстана претерпит серьезные изменения. Программа политических реформ, озвученная Президентом Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ в мартовском Послании, подразумевает свыше 30 конституционных поправок. Эксперты прогнозируют скорое оживление политической жизни в стране и досрочные выборы.

  • 29 Апреля 2022
  • 1864
Фото - Caravan.kz

По мнению руководителя центра электорального обучения Академии госуправления при Президенте РК Жанар БУКАНОВОЙ, наиболее ощутимыми для жителей страны станут поправки, направленные на защиту их конституционных прав. Прежде всего, это те новые нормы, которые позволят любому гражданину в случае нарушения его прав самостоятельно обратиться за защитой в Конституционный суд – высший орган судебной власти, который Казахстану предстоит возродить.

– До создания в Казахстане Конституционного совета такая практика уже существовала, потом ее отменили и сейчас вводят вновь. Конституционный суд рассматривает, насколько объективное решение принято по отношению к человеку, – поясняет Жанар Буканова. – Кроме того, если он пожалуется на нарушение своих прав уполномоченному по правам человека, то тот также сможет от его лица подать обращение о рассмотрении и защите его конституционных прав. И прокурор будет иметь право обратиться в суд для получения объективного решения. Я думаю, что это очень большая возможность для защиты прав людей в нашей стране.

Директор Института евразийской интеграции Уразгали СЕЛЬТЕЕВ подчеркивает: нынешние изменения в Основной закон РК – скорее формирование общих правил взаимодействия внутри государства и общества. Их основной замысел заключается в таком сбалансировании работы разных государственных институтов, чтобы решения, которые они принимают, были наиболее оптимальными и выверенными.

– И чтобы отойти от концентрации сверхполномочий в одних руках или в рамках одного какого-то института. В частности, Президент от себя многое отдает правительству, парламенту. И центр делится полномочиями с регионами, делает их более самостоятельными. То есть основная цель – чтобы все эти государственные и политические структуры были более самостоятельными и более оперативными в принятии решений, – говорит он.

По словам Уразгали Сельтеева, усиление представительной ветви власти – и мажилиса, и маслихатов – должно привести к усилению их контроля над исполнительной ветвью – министерствами и акиматами.

– Таким образом, создаются условия для того, чтобы люди больше контролировали, больше оказывали общественное давление на эти государственные структуры. Потому что власть, которая не чувствует этого давления, нормально работать не будет, – считает эксперт.

Но смогут ли депутаты, которые долгое время неформально находились под акиматами, эффективно контролировать их деятельность? Ведь от привычки исполнять поручения так просто не избавиться. Сейчас мы видим либерализацию страны и демократизацию общества — эксперт

– До сих пор баланса, системы сдержек и противовесов на местах не было. Я думаю, нас в любом случае ожидают досрочные выборы и в мажилис, и в маслихаты. Просто не сейчас, не в этом году. Сначала нужно все эти поправки оформить, нужно, чтобы они заработали, чтобы новые партии начали регистрировать. То есть необходимо дать какое-то время, чтобы началась практическая реализация всех этих изменений, чтобы люди привыкли к новым правилам и ощутили, что все эти инструменты, механизмы рабочие и ими можно пользоваться. Тогда и гражданская, и политическая активность у людей возрастет. Тогда и выборы имеет смысл проводить, – делится мнением Уразгали Сельтеев.

Он уточняет: основной смысл “второй республики”, новой политической модели, – расконсервация политической системы, которая должна стать более открытой, свободной, конкурентной. Благодаря гражданской активности на зачищенном партийном поле уже появляются новые очаги политических инициатив.

– Сейчас они неизвестные, но это хорошо. Это идут инициативы снизу – значит у людей появляется желание участвовать в политике, влиять на принятие решений. Возможно, политикой захотят заняться партии, организованные “сверху”, возможно, это будут люди, которые ранее были во власти. Но еще у нас много разных НПО, разных профессиональных ассоциаций, объединений, и на их основе тоже могут создаваться партии. А значит, политическая жизнь внутри страны скучной не будет в любом случае, – уверен эксперт.

Одним из важных дополнений в Конституцию стало изменение модели выборности областных акимов. Согласно новой редакции Основного закона, их будут избирать депутаты маслихатов всех уровней.

– Президент в рамках ограничения своих полномочий решил, что акимы городов республиканского значения, областей будут не назначаться, а представляться в количестве не менее 2 кандидатур, и маслихат этой области должен будет голосовать за них. Но не только областной маслихат, но и маслихаты районов, городов всей этой области тоже будут голосовать. То есть фактически формируется полноценный механизм косвенных выборов акимов. И это очень хорошо. Акимам придется вести избирательную кампанию перед депутатами этих маслихатов, проводить встречи, даже какие-то закулисные переговоры вести. И это нормальная политика – так везде происходит. И это тоже один из факторов оживления внутриполитического процесса, – полагает Уразгали Сельтеев.

– Выборы депутатов маслихатов тоже будут проходить иначе. Их будут избирать по смешанной избирательной системе, где 50 процентов членов местного представительного органа будут беспартийными депутатами, – уточняет старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Жанар САНХАЕВА. – Таким образом, обновленная процедура формирования местной представительной власти позволит повысить вовлеченность местного населения в политические процессы региона путем создания новых электоральных возможностей.

Нур-Султан