Опубликовано: 13300

Дочь тянет на дно: акции Air Astana садятся на фоне скандалов вокруг компании

Дочь тянет на дно: акции Air Astana садятся на фоне скандалов вокруг компании Фото - Caravan.kz

IPO самой народной авиакомпании Казахстана скоро, наверное, можно будет признать самой неудачной среди других.

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Меньше чем за полгода акции Air Astana упали с 1200 до 900 тенге за штуку.

Да ладно, такое положение во всей экономике Казахстана и наверняка у всех такое же положение, скажут air-оптимисты. Нет, ситуация в экономике, по крайней мере на фондовом рынке, совсем иная. Она более стабильная.

Вот индекс наиболее ликвидных акций компаний-резидентов страны

Из графика, взятого с сайта Казахстанской фондовой биржи, видно, что за последние полгода фондовый рынок в стране даже вырос.

Между прочим, акции Air Astana тоже включены в представительный список KASE. Всего в списке 10 крупнейших компаний, в том числе «Казмунайгаз», «Казатомпром», «Казахтелеком», «Казтрансойл», «Кселл», «Народный банк», Каспи, Центркредит и KEGOС. Поэтому тренд на рост еще более впечатляющий.

А включили авиакомпанию в индекс, видимо, авансом. И исходя из значения Air Astana для экономики страны. Все-таки это крупнейшая авиакомпания РК. Пусть даже не самая успешная.

Объёмы торговли акциями тоже не впечатляют. В нижней части графика видно, что торгуют бумагами авиакомпании тяжело. Основной размер сделки – от двух до 10 штук в одном пакете. Но оборот большой, на уровне 40-50 млн тенге в неделю. Это при том, что в обращении находится 356 тысяч акций. Это показывает, что цена на бумагу складывается достаточно справедливо.

Опять-таки для примера: ниже показатели торгов акциями KEGOС – главной энергопередающей компании страны. KEGOС выпустил 275 тысяч акций. И видно, что акции живут: они падают, растут, снова падают и снова растут. В общем ведут себя, как нормальные бумаги на фондовом рынке.

Что же происходит с компанией Air Astana сегодня?

Главной причиной падения цены остаются плохие финансовые результаты, показанные в начале года.

На первый квартал выпал срок возврата займов – компания смогла отдать кредиторам сразу 17 млрд тенге. При этом авиакомпания смогла увеличить общий доход до 119 млрд тенге.

В целом в плюсе компания остается за счет прибыли за прошлый год, который акционеры решили не выводить.

Но компанию на дно тянет ее дочка – FlyArystan. За январь-март 2024 года FlyArystan умудрилась получить операционный убыток в 10 млрд тенге. Это показывает, что компания не совсем правильно использует модель дискаунтера в условиях нашей страны.

В мае был уволен президент FlyArystan Адриан Хэмильтон-Маннс,. По официальной версии он «принял решение об уходе из компании и вернуться в Южную Африку, чтобы проводить больше времени с семьей».

Причина так себе. Больше верится в версию, что Хэмильтон-Маннс допустил волну хейта против FlyArystan. Как у любого дискаунтера за этой авиакомпанией тянется жирный шлейф претензий, критики и скандалов от недовольных пассажиров. Отмененные и задержанные рейсы, грубое обращение с пассажирами, бардак с багажом, мутные схемы с ценами – истории на любой вкус.

Все это очень похоже на использование схемы «злой полицейский – добрый полицейский». Только ее надо развернуть на стратегию развития авиакомпаний: материнская Air Astana в глазах пассажиров - это большая уважаемая компания с историей, она отвечает за стабильность доходов; а FlyArystan - мелкий дерзкий перевозчик, который осваивает новые рынки, пусть не всегда приятными методами, зато он отвечает за рост доходов группы.

Скоро на самолетах будет некому летать из-за необоснованно высоких цен на авиабилеты

На эту версию работает то, что и.о. президента FlyArystan назначили чистого продажника - Ричарда Леджера. С 2009 по 2017 год занимал должность директора по глобальным продажам «Эйр Астаны», с 2017 по 2022-й был вице-президентом по маркетингу и продажам. «Благодаря управлению г-на Леджера выручка компании выросла на 58 %, с $645 млн в 2008 году до $1 млрд в 2022-м», – говорится в сообщении пресс-службы перевозчика.

Так что от него требуется перенастроить модель FlyArystan так, чтобы она работала и с прибылью, и без больших скандалов.

Компания уже тратит больше денег на консультационные и юридические услуги. А если судебные дрязги будут продолжаться, то карьере и мистера Леджера может прийти конец.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи