Опубликовано: 3700

Зрелище не для слабонервных: что творится на состязаниях по байге

Зрелище не для слабонервных: что творится на состязаниях по байге Фото - Эдуард ГАВРИШ

На ипподроме Кокбастау, что в Жамбылском районе Алматинской области, состоялись очередные лошадиные бега. О том, как переживали тренеры, забирали кубки и новенькие джипы коневладельцы, где можно было попробовать самый вкусный плов, – в репортаже корреспондента “КАРАВАНА”.

Пожалуй, байга – это единственное мероприятие, куда казахи никогда не опаздывают, а иначе пропустят все самое интересное. Трибуны, представляющие собой пригорок со свежевыкошенной травой, откуда как на ладони видно все поле, были забиты людьми до отказа еще с раннего утра.

Здесь не встретишь светских львиц на высоких каблуках и мужчин во фраках, все чисто по-семейному и без шляпок. Байга не зря получила название “скачек, останавливающих нацию” – в день, когда она начинается, практически все жители прекращают все свои важные дела, чтобы посмотреть на самое зрелищное мероприятие года, тем более на Кубок Президента страны. Помимо кубков разыгрывались и семь новых автомобилей.

Самая престижная, длинная и самая жестокая

Стоит отметить, что условия для такого массового праздника были не совсем идеальными. Например, питьевую воду приобрести было практически невозможно. С одной стороны на пригорке расположились продавцы пирожков и самсы. С другой – небольшая столовая, где над большими казанами колдовали местные повара. Чуть выше была установлена большая белая юрта. По словам организаторов, щедро накрытый дастархан в ней предназначался исключительно для прибывших высоких гостей. Вход посторонним туда был строго воспрещен. Ревнивые блюстители порядка всячески отгоняли норовивших заглянуть внутрь зевак. Сами же агашки, к слову, являющиеся к тому же меценатами мероприятия, лениво наблюдали с высоты за действом на поле. Большая гонка: что творилось на алматинском ипподроме

Один из вариантов перевода казахского слова “байга” на русский язык – приз. Ее особенность – в большой дистанции: от 10 до 25 километров. Название одной из скачек, “аламан”, переводится как “разбойник”. Опять же это только одна из версий перевода.

Аламан-байга – самая престижная, длинная и самая жестокая. Кони бегут от 18 до 30 километров, накручивая по километру в минуту. До финиша, как правило, доходит меньше половины участников. Часть получает травмы. Некоторые скакуны падают замертво или вскоре после скачки умирают от разрыва сердца, кровоизлияния в мозг или перелома ног. Переломы лошадям в Казахстане не лечат. Сколько бы конь ни стоил и какую бы длинную родословную ни имел, перелом – это приговор.

– Если лошадь получила травму во время скачек, ей сразу же на поле перерезают горло, чтобы не мучилась, – комментирует один из зрителей по имени Талгат. – Зрелище, конечно, не для слабонервных. Тушу оставляют там же. После того как заканчиваются скачки, мертвую лошадь вывозят в степь, там и хоронят. Мясо ее непригодно для употребления. Оно жесткое на вкус. Но некоторые местные жители не брезгуют и этим. Приходят специально.

Лошадиные бои без правил

На этот раз скачки на Кокбастау оказались не столь кровожадными. Из 40 коней до финиша добежали только семь. Остальные лошади, прихрамывая, сошли с дистанций после третьего круга. Жокеи не стали загонять их до смерти.

– Вы просто попали на закрытие сезона. В конце октября уже прохладно и лошадям бегать легче. Обычно байгу проводят в самое жаркое время года. В этом году проведение скачек совпало с оразой, погибло много скакунов. Представляете, температура их тела поднимается до 50 градусов в сильную жару. Организм не выдерживает перенапряжения. Добавьте сюда еще то обстоятельство, что перед скачками они несколько дней проходят “сушку”. Сердце лошади просто разрывается, – рассказывает Талгат.

По его словам, немногие рискуют выставлять на байгу своих чистокровных питомцев.

– Все-таки больших денег стоят. Поэтому в скачках больше участвуют лошади местных пород. Это, как в боях без правил, могут участвовать все кони, – отмечает наш эксперт. На каких лошадях скачет казахстанская элита

Спонсорские скачки выигрывают сами спонсоры

…Крикливый ведущий дает старт скачкам. Несколько сотен мужчин свистят и ревут каждый раз, когда мимо проносятся всадники. В главной гонке дня, аламан-байге, жеребец из Алаколя сразу вырывается вперед и остается лидером все 25 километров гонки. Спонсорские скачки выигрывают сами спонсоры. После раздачи джипов и кубков довольные коневладельцы уезжают на новых авто, оставляя после себя облака пыли.

Грязные и мокрые от пота жокеи, выигравшие автомобили для своих хозяев, устало бредут пешком в ближайший торговый ларек, чтобы перекусить чем-нибудь. Сердобольная продавщица пирожков любезно предложила им в честь победы 50-процентную скидку.

– Обычно после скачек весь приз достается коневладельцу, а жокеям платят по 10 тысяч тенге за победу. Но они и этому рады. На пирожках и то больше можно заработать, – охает торговка.

Вслед за уехавшими меценатами и победителями покинули трибуны и зрители, оставляя за собой горы мусора: пластиковые бутылки, остатки еды и целлофановые пакеты. “А зачем нам напрягаться? У нас есть коммунальные службы и акимат, пусть они и разгребают мусор”, – плюнув на землю, подытожил конец главного местного светского мероприятия один из болельщиков.

АЛМАТЫ

Фото Эдуард ГАВРИША

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи