Опубликовано: 10200

Значимый взрослый - художник детских душ

Значимый взрослый - художник детских душ

В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2021 г. сказано: “Главная задача – привить молодежи общечеловеческие ценности. В нашем обществе необходимо пропагандировать такие качества, как патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность”.

И эти слова – та главная цель, к которой каждый взрослый, родитель, воспитатель, учитель, должен стремиться в процессе воспитания детей.

Эта цель созвучна идеям, которыми поделилась более 20 лет назад с педагогической общественностью страны Сара Алпысовна Назарбаева в своей авторской Программе нравственно-духовного образования “Самопознание”. Программа была разработана под непосредственным руководством Сары Алпысовны видными учеными и опытными педагогами страны. Программа стала мощным вдохновляющим фактором не только для педагогов, но и для родителей, всех людей доброй воли. Неслучайно обращение Президента страны легло на благодатную почву, нашло глубокое понимание у граждан Казахстана.

Я учитель, который черпает в программе “Самопознание” духовные силы. Сегодня с полной уверенностью могу утверждать, что настоящий педагог – это художник детских душ, которые он наполняет своей любовью. Но истинным художником, архитектором, творцом личности ребенка может стать только значимый взрослый.

Давно известен один из главных педагогических постулатов: что взрослые вкладывают в детей, то дети и транслируют в мир.

Нынче взрослые часто говорят о том, что юное поколение претерпевает не самые лучшие трансформации, что у современных детей искаженное понимание ценностей. Стоит ли говорить, чья это “заслуга”?

Мы – родители, учителя – должны не только обучать ребенка и развивать его, но, прежде всего, воспитывать, раскрывать и взращивать его духовно-нравственное Я. Каждое наше слово и действие по отношению к ребенку должно исходить из сердца, наполненного бескорыстной любовью. Только бесконечная вера в ребенка и любовь к нему способны раскрыть маленького человека как многогранную, неповторимую и уникальную личность, способную на великие свершения.

Одна из общечеловеческих ценностей – ненасилие. Именно она должна стать основной движущей силой в воспитании наших детей.

Особое внимание должно быть уделено развитию способности ребенка к паритетному взаимодействию, сотрудничеству, способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, позиции, установки, что достигается посредством овладения искусством общения, развития навыков ведения диалога. Поэтому немаловажное значение приобретает формирование позитивной установки на другого человека и на самого себя.

Каким образом сформировать ценностные ориентации растущего человека?

Принять ребенка таким, каким он пришел в этот мир. Верить в него. Слушать и слышать ребенка. Расположить ребенка к себе. Вдохновлять личным примером.

Работая в школе, я встречала и продолжаю встречать на своем пути разных, очень разных детей. Есть дети, которые прилежно учатся, не опаздывают на уроки, не перечат учителю, а есть трудно поддающиеся обучению, задиристые, невоспитанные, грубые.

Но, каким бы ни был ребенок, наша задача – принять его. Принять – это значит не раздражаться на его, по нашему мнению, недостатки и шалости. Мысленно сказать самому себе: “Ну да, он такой, и с этим ничего не поделаешь… Но я не буду пытаться его изменить – я готов его принять таким, какой он есть”.

Важно осознавать разницу между понятиями принятие и терпение. Терпение “дурного” характера ребенка не поможет ни ему, ни нам. Дети – сильные эмпаты, они остро и четко чувствуют отношение к ним. Поэтому, если ребенка просто терпеть, он всё равно будет чувствовать, что им недовольны, раздражены. Это, вероятно, какая-то особая магия, но благодаря принятию с ребенком происходят чудесные изменения – взрослый становится для него видимым, значимым, авторитетным…

Одним из самых важных моментов в работе учителя является бесконечная вера в ребенка. Каждый человек, маленький и большой, обладает тем или иным талантом, способностью. В каждом из нас изначально заложен внутренний творческий потенциал. Задача учителя – раскрыть этот потенциал.

Но как это сделать? Тем более если ребенок, на первый взгляд, ни к чему не стремится, ему ничего не интересно, он безразличен ко всему, что происходит вокруг него. Без сомнения, в этом поможет вера в его внутреннюю силу, неповторимость. Даже если внешне это никак не проявляется, просто поверьте, искренне, всей душой, что каждый ребенок способен на великие дела.

Покажите ему, что вы верите в него, что у него всё получится! И результат не заставит себя долго ждать – через какое-то время вы обязательно заметите, что он увлекся каким-то делом, стал интересоваться тем, на что раньше не обращал ни малейшего внимания.

С нехарактерным для него ранее интересом он будет делиться с вами новыми опытом и знаниями.

Как расположить к себе ребенка? Этим вопросом задаются многие взрослые. Просто в нужный момент надо осознать тот факт, что все мы тоже были детьми, а дети взрослыми людьми еще не были. Нужно напомнить себе, что детство, отрочество и юность – самые непростые периоды в жизни человека, наполненные сложными эмоциями, неконтролируемыми желаниями, острыми, подчас болезненными переживаниями, целой гаммой чувств от непонимания себя, окружающих людей, сложного и противоречивого мира.

И что мы можем и должны сделать в этот период для наших детей? Всё очень просто – нужно всего-навсего показать, что нам можно и нужно доверять, верить, не ожидая никаких подвохов, искренне и безоговорочно. Лишь через полное и безусловное доверие можно расположить к себе ребенка. Ведь каждому ребенку нужен значимый взрослый. И в первую очередь это мама и папа. Сара Назарбаева: Не бойтесь любить ребенка

Но если родителям не удается справиться с этой задачей, значимым взрослым становится учитель.

Покажите, докажите на деле, что ребенок может вам полностью довериться, что вы не предадите его доверия. Только в этом случае он обретет и друга, и наставника в одном лице. А что может быть лучше и для ребенка, и для взрослого человека?!

Мы, взрослые, думаем и мыслим совершенно иначе, чем дети. Наши мировоззрение, взгляды на мир, жизнь очень отличаются. И порой происходит так, что мы не прислушиваемся и не слышим того, что говорят нам дети. Этим мы автоматически обесцениваем их эмоции, чувства, переживания, их жизненный путь, который они проходят.

Что в этот момент происходит с ребенком? Он закрывается, проявляет агрессию, идет туда, где его услышат, а там встречаются далеко не всегда хорошие люди…

Но если сказать маленькому человеку: “Я слышу тебя, я вижу и понимаю, как тебе непросто. Я готов тебя выслушать, поддержать, помочь тебе, быть рядом с тобой, где бы ты ни был”. Всего несколько простых, но сказанных от души, от сердца слов поддержки способны раскрыть, отогреть душу ребенка.

Опыт, который каждый новый день своей жизни приобретает ребенок, очень ценен. Покажите ему это, и вы станете частью его сокровенного мира…

Однажды я перешла дорогу не по пешеходному переходу возле школы, и мои ученики сделали мне замечание. Я поспешила оправдаться – мол, я очень опаздывала. И в тот же день стала свидетелем того, как мои дети, которые сделали мне замечание, точно так же переходили дорогу. На мое замечание они ответили: “Мы тоже опаздываем, как и вы”.

В тот день я осознала один очень важный момент: сколько детям ни говори, что хорошо, а что плохо, как правильно, а как нет, они всё равно сделают так, как ты, последуют твоему примеру.

Отсюда можно сделать вывод, что не всегда важно то, что мы говорим, но всегда важно то, что мы делаем. Ведь дети целиком и полностью будут отражать тех, кто важен и значим для них. И только через личный пример мы можем дать ребенку так необходимые для жизни духовно-нравственные ориентиры. Если вы говорите, что кричать, даже просто повышать голос в разговоре – это плохо и что людям нужно разговаривать, а не стараться перекричать друг друга, так следуйте сами этому правилу.

Если вы говорите, что нужно уметь сочувствовать и сопереживать, так не обесценивайте детские невзгоды, страхи и волнения, а наоборот – придавайте им особое значение, ведь они – своего рода индикатор, лакмусовая бумажка того, что происходит в юной душе, что тревожит маленькое сердце…

Настоящий учитель должен не только обучать, но главное – воспитывать, развивать личность. А это возможно только через нравственно-духовное образование, в основе которого – вечные, незыблемые общечеловеческие ценности.

Через интегрирование в содержание каждого урока, внеурочной деятельности, дополнительного образования, а главное, наших отношений с детьми, – вечных ценностей мы сможем дать им и необходимые теоретические знания, и жизненно необходимые умения и навыки, научить руководствоваться морально-этическими нормами и законами совести, чести и благородства.

Это в наших с вами силах, дорогие коллеги! Каждый наш урок – это урок самой жизни! Пусть же он будет глубоко познавательным, интересным по форме и живым по содержанию, а значит, наполненным искренней любовью к каждому нашему ученику.

Именно такими уроками – уроками Любви – делится с педагогами, детьми и родителями мудрый наставник учителей Сара Алпысовна. Эти уроки основаны на незыблемых общечеловеческих ценностях, которые, как говорится в Послании главы государства, должны стать фундаментом сильной и процветающей страны.

Е. Ю. Сибилева, магистр педагогических наук, старшая вожатая, учитель самопознания, лицей № 134, Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи