Опубликовано: 1300

За таможней – глаз да глаз!

За таможней – глаз да глаз! Фото - Тахир САСЫКОВ

Критика работы казахстанской таможни экономистами, депутатами парламента в прошлом году не прошла даром.

Комитет госдоходов разрешил объединению юридических лиц “Нур жолы” наблюдать за работой сотрудников таможни. Что интересно, за месяц с хвостиком (!) совместного труда возросли поступления в бюджет.

А налогоемкая группа товаров, подлежащая декларации, подскочила с 1 аж до 8 процентов. Сами бизнесмены на пресс-конференции заявили, что устали от недобросовестной конкуренции и проблем из-за “серых” схем.

Напомню, скандал разразился осенью 2018 года. Общественный фонд “Transparency Kazakhstan” опубликовал результаты исследования “Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота”. В нем эксперты проанализировали несоответствие в таможенной статистике РК с 10 странами-партнерами, не входящими в ЕАЭС, за пятилетний период. Доклад направили в министерство финансов, разослали парламентариям. Депутат сената Дарига НАЗАРБАЕВА от имени группы коллег сделала запрос в правительство. “В страну можно завезти всё что угодно. Теневой бизнес напрямую угрожает здоровью и безопасности нации”, – говорилось в нем.

А недавно министр финансов Казахстана Алихан СМАИЛОВ признал: некоторые участники внешнеэкономической деятельности при ввозе товара из Китая в Казахстан занижают таможенную стоимость, указывают неправильные коды товаров. Таким образом, в бюджет не поступает более 200 миллиардов тенге (528 миллионов долларов). Ежегодно!

Завозят обувь, а пишут – погремушка

В минувший понедельник участники недавно созданного объединения юридических лиц по таможне и логистике “Нур жолы” рассказали, что подписали меморандум о сотрудничестве с комитетом госдоходов. И о своем участии в акции “Прозрачная таможня”.

– Мы хотели увидеть, насколько достоверно заявляются сведения в декларациях, правильно ли проводится досмотр груза, защищаются ли права участников внешнеэкономической деятельности, – говорит председатель союза уполномоченных экономических операторов по таможне и логистике Ренат СМАГУЛОВ. – Суть акции в том, что организации – независимый союз уполномоченных операторов, Национальная палата предпринимателей – могут участвовать в любых таможенных операциях. В течение месяца мы побывали на досмотрах на разных постах (участников союза обеспечили специальными пропусками. – Прим. авт.). Для усиления комитет госдоходов направил отдельную комиссию. Выявлен незадекларированный товар, а еще предприниматели указывали недостоверные данные. Результат акции – платежи в бюджет возросли. Электронная таможня: хождения по мукам

Например, на долю налогоемких товаров (одежда, обувь) в структуре импорта в 2018 году приходилось не более 1 процента, о чем как раз говорили депутаты.

Здесь два фактора: переток в другие страны – Кыргызстан, Беларусь, где занижается стоимость, и недобросовестная конкуренция, когда участники внешнеэкономической деятельности, используя “серые” схемы, прикрываются другими товарами (хозяйственные, изделия из пластмассы).

Любопытно, что, после посещения наблюдателями разных КПП, цифра поднялась с 1 до 8 процентов.

Интересуюсь: и как на чужаков реагировали сотрудники таможенных постов?

– Конечно, когда появляется кто-то новый, даже просто наблюдатель, это воспринимается с осторожностью, – продолжает собеседник. – Когда они поняли, что мы просто проводим мониторинг, защищаем права, интересы участников внешнеэкономической деятельности, стали относиться нормально.

Еще одна хорошая новость! Директор филиала палаты предпринимателей Илийского района Алматинской области Ержан ТУРАЛЫКОВ сообщил: сократились сроки растаможки товаров.

В качестве примера привел контрольно-пропускной пункт “Нур жолы”: раньше у водителей большегрузов на это уходило два-три дня, сейчас все происходит в течение двух часов.

Кстати, на этот пост наша съемочная группа ездила в конце ноября прошлого года после сообщения о скопившихся на границе фурах (см. материал “Мимо кассы?” за 6 декабря 2018 года).

“Серые” схемы стали проблемой

Не нужно быть оракулом, чтобы понять: любые “серые” схемы, конечно же, выгоднее предпринимателю, ведь стоимость ввозимого товара получается ниже. На сколько, эксперты затруднились сказать. Подчеркнули: конкурировать с аналогичным товаром, тем, кто растаможил его на законных основаниях, сложно.

Мол, любители “серых” схем всегда предложат вариант лучше. При этом сами бизнесмены ратуют за прозрачность (себе в убыток) и пополнение бюджета. С чего бы это?

Ренат Смагулов объяснил это так: многие предприниматели хотят правильно вести бизнес в рамках законодательства, профессионально:

– Недобросовестные применяют разные схемы, варианты… Используют одну фирму, оставляют, открывают другую… Когда эти схемы становятся массовыми, проблему создают не только госорганам, но и порядочным бизнесменам.

Думаю, дело тут не только в заботе о бюджете, честном ведении бизнеса, но и в отношениях с таможенными органами. Много раз от предпринимателей слышала фразы вроде “таможенники совсем обнаглели”, “аппетиты растут”. "Адем". Огонь погас – страсти кипят

Потом у бизнесмена, провозившего через границу товар в обход законных путей, могут быть проблемы с участием в госзакупках.

Пожар в торговом доме “Адем” несколько лет назад наглядно показал: большинство предпринимателей не смогли возместить убытки. У одних вообще не было документов на товар, у других в таможенных декларациях указана многократно заниженная его стоимость. Помню, как хозяйка бутика со сгоревшими шубами, дубленками жаловалась, мол, сгорел товар на 15 тысяч долларов. Я посоветовала: возьмите дубликат таможенной декларации. “А у меня там товар – всего на четыре тысячи долларов”, – ответила женщина. Мол, все так делают.

Каких только акций, направленных на прозрачную работу таможни, уже не было! Может, хоть эта схема сработает?

Участники объединения “Нур жолы” уверяют: любой предприниматель, крупный ли, мелкий, в случае проблем с пограничными контрольными органами может обратиться к ним за помощью.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи