Опубликовано: 8600

Высшее образование в мире выходит из моды: что происходит у нас

Высшее образование в мире выходит из моды: что происходит у нас Фото - Тахир САСЫКОВ

Высшее образование? Да ну его к черту! Почти четверть молодых американцев в возрасте от 15 лет до 21 года, даже из благополучных семей, сегодня отказывается поступать в высшие учебные заведения. Зажрались?

В России намечается такая же тенденция: растет количество желающих учиться в профессиональных колледжах и лицеях, а не в вузах. В Европе эта тема пока прохладная. Но, по прогнозам экспертов, скоро эта “сковородка” тоже станет горячей. А что в Казахстане?

“Вышка” может подождать

По данным Национального центра образования США, этой осенью в колледжи ринется поступать около 20 миллионов претендентов. Менеджер исследовательской компании TD “Ameritrade” Дара ЛЬЮБЕР комментирует:

– Обучение в высшей школе в течение четырех лет стало дороже. Но и без него шансов для профессионального роста и хорошей зарплаты стало больше. Потому что в колледжах есть возможность учиться и параллельно подрабатывать. В том числе и по получаемой специальности.

Как считает эксперт Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владислав ПАНОВ, эта тенденция отнюдь не случайна:

– Хорошо обученный и грамотный выпускник колледжа в России сегодня может найти работу с окладом выше, чем у выпускника вуза. Потому что рабочие специальности сегодня крайне востребованы. При этом у окончившего колледж или лицей есть шанс поступить в вуз. А если еще и по профильной специальности – то вообще сразу на второй курс бакалавриата. Перспективы более чем хорошие.

Алматинец Геннадий ПАВЛЮКЕВИЧ за 42 года преподавательской работы в средних специальных учебных заведениях не стал ни “отличником”, ни “заслуженным”, ни “почетным” работником образования республики. Но гордится своими учениками, которые доросли до руководителей предприятий:

– В советских школах нерадивых учеников пугали профессионально-техническими училищами. Помните эту злую расшифровку ПТУ: “послали тупых учиться”? Да, тогда к нам поступали не самые лучшие (посмеивается) ученики. Зато они получали очень полезные специальности. Если у человека светлая голова и золотые руки – такой никогда и нигде не пропадет. Это вам не на тракторе рассекать!

– Геннадий Николаевич, в России выпускники колледжей могут сразу поступить в вузы. Это же карьерный рост!

– К сожалению, в Казахстане таких вузов – по пальцам пересчитать. Зато у нас появились очень престижные технические учебные заведения. И в них уже принимают по конкурсу. Потому что условия, времена изменились.

– Потому что оборудование, техника стали “умными”?

– Потому что учащиеся с детства к компьютерам привыкли. Им уже проще осваивать все операции на “умном” оборудовании. На уровне инженера с высшим образованием. А если еще и наставники есть с опытом, им просто повезло. Был у меня один прогульщик и выпить не дурак (не буду называть фамилию) – в последний год учебы взялся за ум. Сейчас в Усть-Каменогорске рулит на одном важном предприятии. Молодец парень. Не сдулся. Вырос! Еще два в Караганде – оба главные инженеры. Один сейчас в Актобе – был ой какой раздолбай – большой фирмой командует. Одного понять не могу: кто у меня хуже учился – те дальше продвинулись, кто лучше – куда-то пропали. Видимо, не угадали со специальностью. Не повезло…

О тех, кому повезло…

Частный колледж “Жезказганцветмет”, первым в стране перешедший на дуальное обучение, был признан лучшим в стране среди 62 собратьев. И в пятерке сильнейших в республике в списке подобных конкурентов.

Дуальность – это когда ученики постигают теорию в классах, а практику – руками.

В этом ссузе бесплатно (!) готовят маркшейдеров, операторов и ремонтников подземных машин. Эффективность системы потрясающая: выпускник колледжа адаптируется на рабочем месте не за месяцы – за дни! Как? Четыре фактора работают.

Первый: образование бесплатное. Второй: у колледжа есть свой электронный комплекс дистанционного обучения – заходи и постигай науки в режиме онлайн. Есть проблемы – преподаватели подскажут. Третий: у колледжа есть свой полигон – выработанная шахта. Руководство “Казахмыса” дальновидно оставило там действующее оборудование, на котором будущие горняки сейчас тренируют руки и мозги. При этом тренерами выступают действующие работники предприятия. Четвертый фактор: “тренерами” там выступают действующие руководители среднего звена.

По словам директора колледжа Елены БУКАШКИНОЙ, 95 процентов выпускников устраивается на работу сразу после получения диплома. Из них более половины через два-три года занимает средние руководящие должности.

– Спуститься в шахту с будущим директором могут все учащиеся, – отмечает Елена Викторовна. – В перспективе мы хотим стать высшим колледжем.

Ну да, корпорация кровно заинтересована в подготовке специалистов для своих предприятий. Кстати, почти все нынешние руководители Жезказганского горнорудно-металлургического комплекса обучались в средних специальных технических учебных заведениях в родном городе.

К слову, в Турции нет “свободных” колледжей. Все они действуют под крылом профильных вузов. Умные молодые казахстанцы или уезжают за рубеж, или подаются в мошенники. Остальные "пытаются работать" - бизнесвумен

…И кому пока не повезло

Геннадий Павлюкевич:

– Через 15–20 лет человек будет меньше работать руками. Но, случись нештатные ситуации, аварии, тут ни один компьютер не даст правильный совет. Мне кажется, человеческий фактор еще долго будет играть главную роль. Особенно, когда нужно будет принять нестандартное решение. Машины “мыслят” линейно. Человек способен придумать обходной путь.

– “Низшее” образование всегда будет обслуживать высшее?

– Прогресс когда-то, возможно, поменяет их местами. Кто-то все равно должен будет выполнять определенные операции руками. И этому нужно профессионально учить. На прошлой неделе Президент ТОКАЕВ сказал, что надо поднять зарплату школьным учителям. Почему ему никто не подсказал, что надо также поднять оклады преподавателям лицеев и колледжей? Они же рабочий класс готовят – людей, которые руками всё делают: строят дома и дороги, варят сталь, добывают полезные ископаемые, водят поезда… А маленькая зарплата – низкая ответственность и низкая мотивация. В Европе у классного сантехника зарплата на уровне инженера. Если в квартире профессора или банкира унитаз забьется или труба потечет – катастрофа в масштабах квартиры!

– В конце июля вице-министр труда и соцзащиты населения Ержан Жилкибаев заявил, что стипендии студентам рабочих профессий поднимут на треть…

– Правильное решение. Но когда именно это произойдет, не сказал. С нового учебного года, который уже через неделю начинается? Со следующего? На прошлой неделе на пленарном заседании августовской конференции учителей Президент Токаев поручил правительству в два раза поднять заработную плату учителям в ближайшие четыре года. Речь шла только о школьных преподавателях. А о тех, кто готовит рабочий класс, будущих инженеров, забыли?

В январе 2019 года, открывая Год молодежи в Казахстане, Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил правительству разработать программу “Жас маман” для подготовки специалистов по 100 востребованным специальностям на базе 200 модернизированных учебных заведений. На прошлой неделе Президент Токаев поручил ускорить реализацию этого проекта. В рамках “Жас маман” планируется за три года подготовить свыше 200 тысяч специалистов по новым стандартам и повысить квалификацию более 15 тысяч преподавателей.

Справка “КАРАВАНА”

Спрос на “ручные” специальности в Казахстане за три года, по разным оценкам, вырос в 1,5–2 раза.

Сейчас наблюдается острая нехватка инженеров в различных сферах, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно ценится сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях.

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы на лидирующие позиции выйдут специальности, связанные с промышленным производством.

Наиболее востребованными уже сегодня являются строители, специалисты в области транспорта, технологических машин и техники, машиностроители. За ними – металлурги, энергетики, технари в области нефти и газа, вычислительной техники, радиотехники, электроники и телекоммуникаций, а также технологий и конструирования изделий легкой промышленности. Затем идут специалисты в области горного дела, автоматизации и управления, приборостроения и теплоэнергетики.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи