Опубликовано: 350

Возрождение степного рыцарства

Возрождение степного рыцарства

В Алматы в клубе исторической реконструкции желающих учат тому, как не только обращаться с традиционным луком, древним холодным оружием, но и горловому пению, и игре на уникальных народных инструментах.

Интерес к этнике

Абзал АРЫКБАЕВ – основатель и тренер этноклуба “Тұран”, лучший в стране по скоростной стрельбе из традиционного лука. Еще он участник известного этно-фольклорного коллектива “Тұран” и дуэта “Arkaiym”. Абзал отмечает, что интерес ко всему этническому возрастает с каждым годом. В их клубе удачно сочетается интерес к оружию и истории.

– Клуб работает с 2019-го, идея открыть его возникла после поездки в Венгрию в 2010 году, – рассказывает энтузиаст. – Вместе с группой “Тұран” мы побывали в Будапеште, в местечке Бугац, там проходил международный Большой курултай тюркских народов, который также назывался “Тұран”. Мы тогда впервые увидели настоящую стрельбу из традиционного лука, на тот момент в Казахстане, к сожалению, этот вида спорта, искусства практически не был представлен.

Директор фонда “Мадьяр-Туран” и главный организатор международного курултая венгр Биро Андраш оказал нам хорошую спонсорскую помощь, подарив традиционные луки и стрелы. Уже здесь мы с моим другом и партнером Нурланом Еспановым открыли совместно клуб, добавив “изюминки”: фехтование на казахских саблях, фланкировку, древнее искусство владения холодным оружием, и многое другое.

В клубе проводят состязания, турниры, тренировки по стрельбе из лука, фехтованию, однако, по словам Абзала, “Тұран” имеет не только военно-историческую направленность. Большое значение уделяется музыкальному обучению. Кроме того, здесь можно познакомиться и с тем, как предпочитали одеваться воины прошлого.

– Поскольку я сам музыкант, мы обучаем игре на домбре, қыл-қобызе, шаңқобызе, ударных инструментах, такому редкому искусству, как горловое пение. Также в основу организации клуба легло такое историческое понятие, как “сал и серi”, – объясняет Абзал.

Каждый воин – музыкант

“Серi” с казахского языка переводится как “рыцарь, настоящий мужчина”. Сал и серi – было уникальное явление в степи, каким-то одним определением этих людей не назовешь. Это воины, музыканты и поэты – в одном лице. Некоторые отечественные ученые едины во мнении, что это были своего рода степные рыцари, создававшие ритуальные мужские союзы – хранители древних обычаев и военных традиций своих предков.

– Они были и музыкантами, и циркачами, и акынами, виртуозно играли на домбре, кобызе, при этом прекрасно владели оружием и в нужный момент вставали на защиту Родины. Так у меня возникла идея слияния военного искусства и музыкально-культурного направления. В нашем обществе существует стереотип, что музыканты больше принадлежат к миру искусства и, например, далеки от спорта, но это не так. Когда-то у казахов каждый музыкант был в первую очередь мужчиной и воином. И каждый воин – музыкантом, – продолжает рассказывать Абзал Арыкбаев.

Фишка – традиционные луки

В клубе используется полный спектр казахского “бес қару”: айбалта – боевой топор, шоқпар – булава, найза – копье, қылыш – меч, садақ – лук. Всё вооружение относится к разным историческим эпохам: скифской, тюркской, времен Казахского ханства. “Хочу быть похожей на царицу Томирис”: 12-летняя лучница из Казахстана

– В Казахстане, конечно, есть хорошие лучники, которые стреляют из традиционного лука, но, к сожалению, нас не так много, надеюсь на дальнейший прогресс и популяризацию этого вида искусства, – рассказывает Абзал. – Мы уже снимались и в документальных фильмах, и в клипах, ставили бои, воспитали уже, можно сказать, целую плеяду последователей, среди которых есть и модели-мужчины, актеры. У нас занимаются люди разного возраста.

Стрельба из лука на сегодняшний день – не только спорт и искусство, но и инструмент для снятия стресса. Очень много приходит офисных работников отвлечься от рутины. Также мы ездим с мастер-классами по школам, причем у нас много направлений для подрастающего поколения: это и историческое военное дело, и, конечно, знакомство с национальной музыкой. Синтез нескольких видов искусства на сегодня уже входит в моду.

Так что же это такое – традиционный лук?

– В нем используются полностью природные материалы: дерево, кости, сухожилия, рога животных и натуральный клей, никакого пластика, химии. Также при стрельбе он удобен и универсален тем, что стрелу можно ставить как с левой, так и с правой стороны. За счет того, что биокомпонентный, дальность стрельбы довольно большая. Есть луки, которые стреляют на 300–400 метров! Это уже зависит от мастера-изготовителя. Главная особенность, конечно, – его форма, традиционные луки имеют 2 дуги, или 2 плеча, а не одну прямую дугу, это основные показатели тюркских луков Средней Азии, – уточняет Абзал Арыкбаев.

К слову, с клубом сотрудничают лучшие реконструкторы, мастера-изготовители, художники Алматы – это чета Асылгуль и Данияр Байдаралины, а также Рафаэль Тулегенов.

Данияр Байдаралин, тренер этноклуба, провел экскурс для нашего издания в историю создания и использования традиционного лука. Так, например, в классическом казахском комплексе вооружения, бес қару, из 5 видов оружия только лук является единственным дистанционным видом, остальные 4 – для ближнего боя. Все известные в нашей истории битвы – Аныракайская, Шұршыт қырылған, Қалмақ қырылған – проходили с использованием лука. Стрельба из лука для тюрко-монголов и практически для всех евразийских народов считалась элитным занятием, увлекались им представители степного дворянства – ақ сүйек (“белая кость”), причем и мужчины, и женщины. Он стоил дорого – порядка 5–10 лошадей. В полный саадачный набор входили не только лук и стрелы, но и налуч, ремень, колчан.

По словам Абзала Арыкбаева, буквально с первого посещения клуба человек уже начинает стрелять из традиционного лука, научиться этому несложно, а вот чтобы метко стрелять – на это уходит куда больше времени. То же самое касается и фехтования. Чтобы приблизиться к хорошему владению оружием, требуется от месяца физических тренировок и больше. Необычное хобби доводят до высочайшего мастерства только самые упорные. Кроме того, на базе клуба регулярно проводятся лекции с участием известных отечественных историков, археологов, исследователей.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи