Опубликовано: 6300

О степном триединстве: кочевник, конь и лук

О степном триединстве: кочевник, конь и лук Фото - Тахир САСЫКОВ

С именем Данияра БАЙДАРАЛИНА сегодня связано возрождение искусства стрельбы из традиционного лука. Он не только теоретик – в прошлом, 2016 году издал книгу “Садақшылық – искусство изготовления и стрельбы из казахского конного лука”, но и увлеченный практик – сам изготавливает луки и стрелы, дает уроки стрельбы всем желающим. Почему по сравнению с конным луком казахов оружие Робин Гуда – детская игрушка,

эксперт рассказал “КАРАВАНУ”.

С джунгарами и воевали, и братались

– Считается, что композитный лук кочевники переняли у египтян…

– Это пока основная версия, что первыми были египтяне. С другой стороны, очень трудно утверждать, так это на самом деле или нет. Можно сказать, что на территории современного Казахстана луки присутствовали с самого начала, с неолита или даже раньше. Дальше пошло развитие – скифский лук, гуннский, тюрко-монгольский, старомонгольский, золотоордынский, и последняя модель, которой пользовались, это монгольско-китайско-маньчжурский лук.

– Они сменяли друг друга, так как усовершенствовались или потому что просто выходили из моды?

– Военное дело в первую очередь является очень функциональным, появление любых атрибутов одежды, вооружения и т. д. диктуется их функцией. Там не было места эстетству или ура-патриотизму. Если оружие требовалось усовершенствовать, это делали, и очень хорошо. Создавались или перенимались новые типы вооружения, старые выходили из употребления.

– Новинки вооружения перенимали у врагов?

– Спокойно. Такого понятия, как “враги”, толком и не было – ведь тогда не было паспортов и границ. Сейчас уже всплывает информация, что с теми же джунгарами и воевали, и братались, и вели торговлю, и женились. Ойратские племена даже иногда входили в состав Казахского ханства! А вообще если говорить о материальной культуре вооружения, то она была парадоксальным образом идентична от Алтая до Венгрии. Какой-то народ что-то изобретал, и это моментально получало распространение на огромном пространстве. Допустим, казахи первыми столкнулись с джунгарской тяжеловооруженной конницей, и им пришлось внести модификацию в свою военную тактику. В частности, в это время казахи ввели легкую конницу, вооруженную и пиками, и луками, чего раньше не делали. Эту тактику потом стали использовать туркмены, башкиры, татары и даже российские казаки. Когда казахи стали казахами

Кроме того, надо понимать, что у казахов выбора не было – они пользовались тем оружием, которое было доступно. “Золотым временем” были первые пару веков существования Казахского ханства, когда казахи держали присырдарьинские города и имели доступ к их военно-промышленному комплексу: тогда были кольчуги, кони, закованные в броню, сабли.

Но поскольку узбекские ханства у нас эти города один за другим отбирали, они накладывали санкции на торговлю оружием с кочевыми казахскими племенами, потому что мы были очень беспокойными и опасными соседями.

При утрате доступа к этим рынкам наступил упадок вооружения в Казахской степи. Сабли стали редки, доспехи вообще практически вышли из употребления, и именно благодаря этому вышел на первый план лук со стрелами – оружие дистанционного боя, которое казахи могли сами изготавливать. Вооружение хотя и было слабым, но имелись великолепные кони и луки со стрелами. У казахов как такового регулярного войска не существовало – было родо-племенное ополчение. У ханов была совершенно смешная гвардия, в 200–300 человек, и то они выбивали привилегию ее содержать.

Старались не убивать, а калечить

– Какое место занимал лук в иерархии вооружения кочевников?

– Несмотря на то что регулярной армии, по сути, не было, у казахов была совершенная тактика. Например, есть в устной литературе описание, что отряды сводились по типу вооружения, то есть отдельно мог создаваться отряд лучников, отдельно – воинов, вооруженных пиками, булавами, и т. д. Основным же оружием рядового ополченца были деревянная дубинка (сойыл) и луки. Даже нагайка (плеть) считалась оружием. Но в ближний бой старались не вступать, обстреливали врагов на расстоянии из луков. Если же речь шла о межродовых схватках, старались не убивать, а калечить, и пользовались несмертельным, оглушающим оружием. При барымте, когда соседние племена угоняли скот, во время налета важно было отбить атаку, но желательно никого не убить, чтобы потом не платить кун (откуп) и избежать междо­усобицы.

– К слову, насколько высок травматизм при ранении стрелой? Это всегда было смертельно?

– Судя по сохранившимся данным, раны были наиболее частым последствием. Вообще, у народов по-разному была развита военная медицина. Более высокоразвитые государства понимали, что легче раненого солдата вылечить, чем натренировать нового. У степняков с этим, наверное, обстояло хуже. Есть информация, что со времен саков стрелы кочевников были отравленными. Если верить Ильясу Есенберлину, хотя он писал в жанре художественной литературы, но проделал колоссальный труд и, возможно, опирался на реальные исторические факты, использовался трупный яд животных. В него окунали наконечники, давали им высохнуть. При попадании в тело, не важно, в какую часть, происходило заражение крови, начиналась лихорадка, и, если вовремя не оказывалась медпомощь, человек мог умереть. А вообще-то по бездоспешному противнику луки были очень эффективным оружием. Практиковались разные типы наконечников, если с широким лезвием, то они наносили глубокие резаные раны, и человек быстро истекал кровью. Ильяс ЕСЕНБЕРЛИН: "Кочевники" и жажда жизни

– Какая была самая знаменитая битва в нашей истории с использованием луков?

– Вообще говоря, все битвы были с использованием лука. Рядовой кочевник очень неохотно расставался с ним, чтобы вступать в рукопашную. Это было рискованное дело, он не был профессиональным воином. Это был человек, которого хан или батыр позвал на войну: он оставил дома своих детей и не горел желанием пасть смертью храбрых на поле боя. То есть это был менталитет ополченца. Источники отмечают, что кочевники именно из-за отсутствия сильной базы вооружения старались избегать прямой конфронтации, лобовых столкновений.

В бес кару – традиционном казахском комплексе вооружения из пяти видов оружия – лук является единственным дистанционным видом, остальные четыре оружия – для ближнего боя, были на крайний случай, когда уже ничего другого не оставалось.

Можно смело утверждать, что все наши битвы – Аныракайская, Шуршит кырылган, Калмак кырылган – были с использованием лучного боя. Одной из редких задокументированных, где преобладало огнестрельное оружие, была знаменитая Орбулакская битва.

Лук стоил целое состояние

– Если вспомнить историю Робин Гуда, то у англичан из лука стреляла беднота, а у нас какая прослойка общества?

– Луки для тюрко-монголов и практически для всех евразийских народов были элитным занятием, потому что они были сложносоставными. Английские луки были очень простыми в изготовлении – из древесины, ими могла вооружиться беднота. Наши же азиатские конные луки – биокомпозитные: из рога, дерева (березы), сухожилий, животного клея, бересты или кожи, стоили они 5–10 лошадей. То есть один лук – это целое состояние. У простых кочевников соответственно не могло быть хороших луков – они пользовались дедовскими или добытыми в бою. Есть в описаниях, что были схватки, когда вырывали друг у друга луки руками и тут же друг друга из них расстреливали.

Лук – это не только лук и стрелы, это целый саадачный набор: туда входят налуч, ремень, колчан. Все это качественно отделывалось, декорировалось. Стрелы и сейчас дорого стоят.

Мы знаем, что у всех наших соседей искусство стрельбы из лука было элитным. У турок – оттоманских султанов – было принято овладеть одним из ремесел, чтобы не забывать свои корни. У многих султанов излюбленным ремеслом было как раз изготовление луков. Процесс этот сложный и трудоемкий, может занимать от года до пяти лет.

С достоверностью в 99 процентов можно сказать, что и мужчины, и женщины, представители степного дворянства – ак суйек (“белая кость”), и даже рядовые кочевники владели этим искусством и занимались им с юных лет, как только ребенок был способен держать в руках детский лук.

– Что означает понятие “конный лук”?

– Когда была одомашнена лошадь, появилась необходимость в новом типе лука. До этого был только простой лук, который представлял собой хорошо обструганную палку с тетивой – английский длинный лук таким и остался. Но, сидя верхом, из двухметрового лука было неудобно стрелять, поэтому стали вноситься усовершенствования. Оружие надо было сделать компактным, но сохранить или даже приумножить его мощность, именно тогда зародились конный лук и искусство конных лучников. Конные луки стали применять на Ближнем Востоке. Сначала это выглядело так: один воин стрелял из лука, второй в это время вел его коня за повод и подавал ему стрелы. Потом появился комплекс лучного вооружения, специально разработанный под коня. Если нет коня, необходимости в таком луке нет.

Полюбить по‑настоящему

– Почему сейчас, когда стрельба из лука – олимпийский вид спорта, мы в нем далеко не в топе, несмотря на наши давние традиции?

– Если посмотреть объективно, Казахское ханство было последним крупным кочевым государством, осколком Золотой Орды и Чагатайского улуса. У нашего последнего казахского хана Кенесары было народное ополчение, где лук использовался наряду с огнестрельным оружием еще в XIX веке – то есть это фактически вчерашний день. У большинства других народов к этому времени лук был уже снят с вооружения как несколько веков и играл роль спортивного инвентаря для дворянства и королевских семейств. И за такой короткий период мы стопроцентно утратили это древнее искусство наших предков. Сейчас его приходится возрождать историческими реконструкциями и путем сравнительного анализа аналогов у наших соседей, которые это искусство сохранили. Казахи в Монголии. Неписаные правила и казы в холодильнике

Одна из основных причин, почему лук в конце концов проиграл огнестрельному оружию, даже не в том, что он ему уступал на поле боя (в первые десятилетия лук даже значительно превосходил примитивные ружья). Причина в том, что подготовить пехотинца, владеющего ружьем, можно было за несколько месяцев или недель, а чтобы овладеть традиционным луком, им нужно заниматься с младых ногтей много лет. Человек должен с этим расти и практиковать каждый день, тренироваться – плюс охота, войны.

Но зато эти стрелки были феноменальными. Не хочу бить себя в грудь, но все отмечают, что тюрко-монгольские лучники превосходили лучников оседлых народов. Просто экономически более выгодно стало готовить стрелков из ружей и пушек, а не лучников. В период раннего нового времени отмечается упадок искусства стрельбы из лука – садақшылық. Лук со стрелами сохранялся только у охотников, да и то часто подпольно – боялись властей. К началу XX века лук перестал существовать как оружие.

Обидно, что, хотя мы были последним крупным кочевым государством, у кого лук был на вооружении, сейчас отстаем от тех же венгров, башкир, даже от братской Киргизии. Например, в Турции проводятся всемирные чемпионаты лучников, на которые съезжаются тысячи участников по традиционным лукам, бюджеты – миллионные, государство за свой счет приглашает лучников из других стран. То же самое в Монголии, у них есть фестиваль “Наадам”, где каждый город и аул выставляет своих участников-лучников, причем и мужчин, и женщин, и детей, и стариков. Ассоциации конных луков есть в Великобритании, США, Швеции, Иране, Турции, Корее, Японии, Китае – то есть во всем мире искусство стрельбы из лука стало уже национальной традицией, но у нас в Казахстане этой традиции еще как таковой нет.

В Европе это уже целая состоявшаяся индустрия, есть постоянно действующие этнопарки. Они полностью восстанавливают быт, кухню, медицину тех времен.

Если брать историю Казахстана, она потрясающая и удивительная! К сожалению, ее мало ценят. Именно поэтому нет такого мощного продвижения нашей культуры в мире, потому что это не функция государства, это должно идти снизу, от народа, от нас самих, как во всех развитых странах. Просто все должны полюбить по-настоящему свою культуру, традиции, историю, национальные виды искусства. Но сейчас уже процесс потихоньку идет, и через 5–10 лет вновь застучат копыта коней казахских конных лучников! Это вопрос времени – не может быть, чтобы у всех получилось, а у нас одних нет.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи