Опубликовано: 2000

Властями Уральска займутся специалисты по борьбе с коррупцией

Властями Уральска займутся специалисты по борьбе с коррупцией Фото - Тахир САСЫКОВ

Спецстоянки для автомашин в Казахстане находятся в коммунальной собственности, и они бесплатные.

В Уральске пошли по другому пути: здесь содержание специальной автостоянки для акимата оказалось делом обременительным, и он передал ее в доверительное управление частной фирме. Деятельность последней вызвала большой интерес у членов специальной антикоррупционной мониторинговой группы.

Темным местом называют водители штрафстоянку для автомашин, которая функционирует уже не первый десяток лет. Оказаться на такой стоянке, конечно, дело последнее. Но никто от этого не застрахован. Тем более что уполномоченные органы имеют право поставить машину на спецстоянку по более чем 82 составам правонарушений. Тонированные стекла, нечитаемые номера, вождение в нетрезвом состоянии, да мало ли к чему можно придраться.

– Я утром ехал на работу, а тут сзади подъезжает полицейская машина и сигналит, требуя остановиться. Говорят, у меня неуплата алиментов, и машину тут же отправили на штрафстоянку. Но у меня дети уже давно совершеннолетние, никаких алиментов уже давно никому не должен. Пришлось целый день бегать доказывать, что законов не нарушал. Только ночью забрал машину со штрафстоянки, заплатил 700 тенге, про психологический стресс, отсутствие на работе и прочие нюансы я уже и не говорю, – рассказал свою историю житель Уральска Алпамыс.

Никаких договоров с водителями администрация штрафстоянки не составляет, финансовый поток не фиксируется, кому на какую сумму выписан чек, тоже установить не так просто.

– Финансовый контроль не компьютеризирован. Автомобили ставят на хранение без договоров с владельцами. И, если из салона такого автомобиля пропадет что-то ценное, никто за это не будет нести ответственности, – отмечает заместитель руководителя специальной мониторинговой службы при Антикоррупционной службе ЗКО Галымжан ИЩАНОВ.

При отсутствии договора исчезновение самой автомашины будет сложно доказать. Такая ситуация произошла в конце 1990-х, когда с автостоянки рядом с областным акиматом исчезли “Жигули”. “КАРАВАН” тогда проводил тщательное расследование, но машина пропала с концами, ведь договора не было, а запись в тетради сторожа стерли, вот и весь разговор.

– Почему не заключаются договоры на хранение и не разработаны правила транспортного учета? При этом сами сотрудники полиции или уполномоченных органов решают, на какую из стоянок поставить транспорт. Это создает непорядок и коррупционные риски, – утверждает Галымжан Ищанов.

Владельцы легковых автомашин платят 700 тенге в сутки за то, что их "железный конь" находится под арестом. За грузовой автотранспорт придется заплатить 2500 тенге в сутки, считается, что он слишком много места занимает.

А на вызволение машины из-под ареста уходит не один день, иногда они месяцами там стоят. Есть случаи, когда годами никто не забирает, ввиду ареста уже самого владельца. А счетчик по начислению денег за стоянку крутится исправно.

– Бюджет мало что имеет от этого, – констатируют члены специальной мониторинговой группы.

Еще одна немаловажная проблема, которую выявили проверяющие, – нет учета транспорта, находящегося на хранении. Никто не знает, сколько машин находится на данный момент на стоянке и как долго они здесь.

– Судьба бесхозного, невостребованного, хранящегося здесь транспорта не решается годами. Если спустя год после доставки автомобиля на штрафстоянку не объявится его владелец, транспортное средство должно быть признано бесхозным и передаваться на реализацию, а средства от продажи идти в казну города. Хотя бы только для этого необходимо формировать базу приема автомобилей и их отпуска, – считает Ищанов.

Отсутствие учета может создать условия для коррупции, например, когда машина ставится на спецстоянку за вождение в нетрезвом состоянии. Забрать ее можно по решению суда только после уплаты штрафа, но, так как она нигде не зафиксирована, преждевременное исчезновение ее со стоянки никто и не заметит.

Спецстоянки Уральска на доверительном управлении находятся уже больше 5 лет. Весной этого года акимат провел очередной тендер на оказание услуг по содержанию специальной автостоянки, предназначенной для временного хранения транспортных средств. Победителем конкурса признана та же фирма, с которой власти работали и ранее.

Однако члены специальной мониторинговой группы, также как и общественность, не смогли выяснить, какая сумма дохода поступает в казну города от деятельности этой спецстоянки и вообще поступает ли, ведь в условиях отсутствия контроля и следов движения денежных потоков ожидать эффективности не приходится.

Кроме того, если власти не заинтересованы в поступлении доходов в казну от данной спецстоянки или она настолько мизерная, что и рассчитывать на нее не стоит, тогда какой интерес преследовался при передаче ее в доверительное управление?

УРАЛЬСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи