Опубликовано: 1400

В Восточном Казахстане под угрозой срыва сроки реконструкции участка трассы республиканского значения

В Восточном Казахстане под угрозой срыва сроки реконструкции участка трассы республиканского значения Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

В Восточном Казахстане под угрозой срыва сроки реконструкции участка трассы республиканского значения Усть-Каменогорск – Рахмановские Ключи. Из-за бюрократических процедур по оформлению земельных участков строительные работы могут остановиться.

Большой проект

Трасса, известная как Восточное кольцо, связывает областной центр с Зыряновским и дальше с Катон-Карагайским районами. Она пролегает по живописным местам и сама по себе является достопримечательностью.

Дорогу проложили в 40-е годы прошлого века методом народной стройки, руками колхозников.

О геодезических изысканиях и технических нормативах, ясное дело, никто не думал. Строили как могли. Поэтому путь изобилует серпантинами, крутыми подъемами, спусками, опасными поворотами.

За реконструкцию горной дороги взялись еще в переходные 90-е. На первом этапе построили 45-километровый участок до села Северное, позволивший исключить сложные серпантины зоны Горная Ульбинка. В 2010 году завершили второй отрезок длиной 10 километров, выпрямивший еще ряд виражей.

Самый опасный и сложный участок – Осиновский перевал, стресс для водителей и автомобильных моторов.

В свое время по Осиновке разработали несколько вариантов. В первом, рассматриваемом еще лет 20 назад, предполагалось под перевалом пробить тоннель. Но это дорого и сложно. Поэтому выбрали маршрут в обход перевала и участка с красноречивым названием "Тещин язык". В прошлом году после долгой утряски проектной документации строители приступили к работам.

Сегодня хорошо виден масштаб стройки. Тяжелая техника метр за метром отсыпает широкую насыпь меж склонов, дорожная лента словно разглаживает горный рельеф. Новый отрезок огибает Осиновский перевал, "Тещин язык" и при этом делает путь короче.

– Новый участок убирает такие недостатки, как крутые подъемы, спуски, резкие повороты на узкой дороге, – рассказал директор проектного ТОО "Каздорпроект" Александр САБЕЦКИЙ. – Трасса запроектирована пологой, плавной. Почти на всем протяжении предусмотрены дополнительные полосы для обгона грузовиков на подъемах. Слишком гладко стелют

По словам проектировщика, сама сложность рельефа внесла специфику в работу изыскателей. Пришлось рассмотреть несколько решений, в итоговом проекте предусмотреть 19 водопропускных сооружений плюс мост длиной 175 метров через речку Пихтовку. Горы есть горы, со временем от выветривания и водной эрозии скалы начинают осыпаться. Задерживать осыпи будут подпорные стенки и полки. Кроме того, на поворотах дорожные обочины дополнены выемками шириной 15–20 метров – для расширения обзора. То есть безопасного движения.

Конструктивные особенности есть и в самой дорожной насыпи. Она делается многослойной. В основу укладываются супеси и суглинки, сверху – полметра прочного скального материала.

Это необходимо, чтобы исключить мокрые сюрпризы, которые несут обилие грунтовых вод, родников, ручьев, речушек. Только когда катки проутюжат этот мощный слой из горных пород, полотну дадут в течение зимы отстояться, а затем оденут в одежду из трех слоев асфальтобетона и верхнего щебеночно-мастичного покрытия.

– У дороги третья техническая категория, ширина земляного полотна – 12 метров, ширина покрытия – 8 метров, – отметил проектировщик. – Строительство идет двумя участками – с 56-го по 72-й километр и с 72-го по 88-й. На первом участке по сравнению с действующим маршрутом путь сократится на пять километров. Строители уже пробили основной ход, и даже наши изыскатели, которые давно не были на стройке, не узнают места. Удивляются: "А где мы тут ходили?".

Пошла лесом

Как рассказал директор подрядного предприятия "АБК-Автодор НС" Айдын МАЙУСОВ, проект общей стоимостью около 11 миллиардов тенге уже дал заметный мультипликативный эффект. Работу на стройке получили 92 местных жителя, еще около 20 человек заняты на услугах по охране, питанию, аренде техники.

Работы по "землянке" шли всю прошлую зиму. Техника останавливалась только в пик январских морозов, когда у грузовиков отказывали тормоза и гидравлика. На сегодня, по словам руководителя ТОО, выполнена почти половина всего объема работ. На очереди – строительство моста, но вот здесь все непросто.

– На первом участке нужно перевести из земель Гослесфонда в земли транспортного назначения 24 гектара и на втором участке – еще 1,5 гектара, – пояснили в восточноказахстанском филиале "КазАвтоЖол". – Общественные слушания прошли еще в феврале 2017 года. Землеустроительные проекты утверждены, сделаны проекты постановлений о переводе земель. Все отправлено в минсельхоз. На сегодня пакет документов по первому участку находится в комитете лесного хозяйства и животного мира, по второму – на экологической экспертизе.

По словам специалистов, массу времени занимает сам бюрократический многоступенчатый процесс согласований. Проект рассматривают в комитете лесного хозяйства и животного мира, дальше отправляют на экологическую экспертизу, а это 60 дней.

Если есть замечания, вновь форматируют в областном управлении земельных отношений, возвращают в Астану в комитет по регулированию земельных ресурсов. Согласовывают в минфине, мининвестиций и развития, еще ряде министерств. На каждый шажок уходит не менее 15 дней. Только после этого делается постановление о переводе земель из гослесфонда. Рахмановские ключи. Горькая пилюля для санаторного поселка

Работы по первому участку рассчитаны на три года, по второму – на два. Но уже сейчас специалисты признают: уложиться в отведенные сроки будет сложно.

Пока нет документа о выводе лесных земель, строители не вправе занять ни пяди этой территории под угрозой уголовного наказания.

– Как раз на территории Гослесфонда находится основная горная часть, – дал комментарий Александр Сабецкий. – Подрядчику нужно провести большой объем буровзрывных работ и использовать скальный грунт для укладки насыпи на втором участке, чтобы не разрабатывать новых карьеров. Материал должен доставляться самосвалами, но это возможно только по мосту. Даже если сделать временную дорогу, там такие крутые подъемы, что грузовики не поднимутся. Мост сооружается 18–19 месяцев. Иначе говоря, даже когда компании позволят зайти на земли Гослесфонда, она еще полтора года будет заниматься возведением моста.

Это не все. Часть территории, по которой пролегает новый дорожный участок, покрыта лесом.

По предварительным подсчетам, убрать предстоит около 5 тысяч деревьев, и сделать это по закону может только сам лесхоз. На выполнение такого объема лесникам потребуется не один день.

Сказать, что люди с нетерпением ждут нового участка в обход серпантинов – ничего не сказать. Трасса является оживленной круглый год, и интенсивность кратно растет летом в сезон отдыха на Бухтарминском водохранилище. Но пока лесные земли не переданы на баланс "КазАвтоЖола", проект будет простаивать.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи