Опубликовано: 3500

В Караганде "дорожники" назвали пять причин, почему асфальт сходит с дорог вместе со снегом

В Караганде "дорожники" назвали пять причин, почему асфальт сходит с дорог вместе со снегом Фото - Лариса ЧЕН

Карагандинские дорожники назвали пять причин, по которым асфальт в шахтерской столице каждый год сходит вместе со снегом, и пять условий преодоления хронического “дорожно-ремонтного кризиса”.

Открытым при этом остается лишь один вопрос: когда же независимо от сезона местные дороги будут стелиться, что называется, скатертью?

Во всем виноват… дорожник?

Запоздавшая в этом году весна принесла привычные проблемы – убитые за зиму дороги, многие из которых ремонтировались в прошлом году, стали такой же приметой сезона, как и “неожиданные” паводки. В ответ на возмущение автомобилистов, вынужденных показывать мастерство “езды с препятствиями”, депутаты, ежегодно выделяющие на ремонт асфальтного покрытия миллиарды тенге, уже выезжают с проверками работы фирм-подрядчиков. А чиновники, заказывающие ремонт, ищут объяснения поубедительнее, чем “асфальт стирают шипы на шинах автомобилистов”.

Между тем руководители дорожно-ремонтных фирм в этом году наконец нарушили “обет молчания” и публично озвучили свою точку зрения на один из двух извечных вопросов карагандинской интеллигенции: “Что делать?”. Тем паче что в ответ на первый вопрос “Кто виноват?” и народ, и власти единодушно указывают в их сторону.

По словам представителей фирм-подрядчиков, недавно объединившихся в Ассоциацию дорожно-строительной отрасли Карагандинской области, как бы ни старались они сделать дороги качественно, добиться стойкого зеркального покрытия асфальта в сегодняшних реалиях невозможно.

В качестве причин на прошедшей пресс-конференции в Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг они назвали: отсутствие качественного битума, системы ливневой канализации, добросовестной конкуренции, продиктованной условиями тендера, а также невозможность выдерживать технологии на 100 процентов и самим обслуживать отремонтированные дороги.

– Поймите, мы заинтересованы в том, чтобы делать дороги хорошо! – эмоционально высказалась директор ТОО “Агродор” Наталья МАЛЬЧУШКИНА. – Мы живем в этом городе и понимаем, что если сегодня отремонтируем дорогу плохо, то завтра нас заставят ее переделывать. Ведь мы несем гарантийные обязательства: при капитальном ремонте – 5 лет, при среднем – 3 года. Мы заинтересованы в том, чтобы работать на качество, и нам обидно, когда в плохом качестве дорог все винят нас!

И у него на это пять причин…

Дорожники признались, что качество асфальтного покрытия не во всем зависит от них.

– Во-первых, нужна система ливневой канализации, – пояснил директор АО “ДорСтройМатериалы” и ТОО “Улар МК” Кайрат ТАШМАГАМБЕТОВ. – Когда идет машина, а из-под колес у нее вылетает вода, это равносильно снаряду. Асфальт просто вымывается. Проектировщики должны разработать систему ливневого водоотведения, чиновники – рассчитать стоимость, а депутаты – выделить на нее деньги. Потому что без ливневок хорошего асфальта в городе не будет никогда.

Второе условие хороших дорог в Караганде, по словам предпринимателей, – это качественный битум.

– В 2011 году моя организация укладывала асфальт по бульвару Мира, и он до сих пор лежит как новый, – заметила Наталья Мальчушкина. – Но там применялся орский битум. Тогда у нас была альтернатива – мы могли закупать этот материал в России, причем выбирать производителя в Орске, Уфе, Ухте, Омске. А сейчас закупка битума вне пределов Казахстана запрещена, и мы привязаны к одному павлодарскому заводу.

Как пояснил президент Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ермек АБИЛЬДИН, хотя в Казахстане три нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, карагандинским предпринимателям доступна лишь продукция последнего.

– Транспортировка битума железной дорогой из Атырау нерентабельна, из Шымкента – невозможна, – перечислил причины глава бизнес-сообщества. – Остается только Павлодарский НПЗ. Он в середине лета начинает не справляться с заказами, на месяц закрывается на ремонт и поднимает цены на свою продукцию. При этом качество выпускаемого в разгар сезона битума резко падает.

– Когда на один завод наваливаются сотни заказов из разных регионов, он начинает захлебываться, – растолковал Кайрат Ташмагамбетов. – Допустим, ему положено выпускать 250 тысяч тонн битума в месяц. Но когда требуют больший объем, ему приходится нарушать технологию. Такой битум по физическим свойствам проходит, а по химическим – нет. И нам приходится тратить большие деньги на покупку присадок, которые улучшают его сцепляемость. Они дорогие – больше миллиона тенге за тонну. Но даже с этими ингредиентами асфальт не выдерживает.

Тендеры преткновения

В числе факторов, способных повлиять на качество карагандинских дорог, представители подрядных организаций назвали их сервисное обслуживание.

– Мы заинтересованы в том, чтобы самим содержать наши дороги, – подчеркнула Наталья Мальчушкина. – Отремонтированную моей фирмой дорогу я бы не чистила железными щетками. Когда есть наледь, асфальт надо посыпать солью или балластом, а потом щетками снять наледь. Но КГП “Благоустройство”, обслуживающее дороги зимой, включает гидравлику и со всей силы скребет асфальт металлическими щетками. Они снимают верхний защитный слой, и начинается шелушение! Какой асфальт может выстоять?

– Кроме того, есть технологии, по которым асфальт после укладки должен пролежать нетронутым не менее суток, – дополнил Кайрат Ташмагамбетов. – А щебеночно-мастичное покрытие – не менее 3 суток. А у нас происходит следующим образом: в 9 вечера мы заканчиваем ремонт, а в 6 утра по свежему асфальту уже едут полные автобусы. Какого качества дорог можно требовать при таких отклонениях от технологий?

Но основным вопросом в деле ремонта автодорог, по словам предпринимателей, в последние годы стал вопрос финансовый.

– Большинство дорожных организаций Караганды, которыми в 2016 году были выполнены работы, не получили деньги и оказались в кризисной ситуации, – констатировал Ермек Абильдин. – И это при том, что средства на ремонт дорог в нашем регионе выделяются в значительно меньших объемах, чем в Астане или Алматы. Долг перед подрядными организациями на сегодняшний день составляет более 1 миллиарда тенге.

Правда, дорожники сообщили, что благодаря Казахстанской ассоциации предпринимателей вопрос этот удалось решить: деньги вот-вот должны поступить на их счета. Однако в этом году ситуация могла повториться на совершенно “законных” основаниях: в новых договорах было указано, что работу подрядчики должны выполнить в 2017 году, а деньги получат лишь в августе 2018-го. После переговоров с акиматом удалось утрясти и этот вопрос.

Условия конкурсов изменят таким образом, чтобы подрядчик мог выполнить работу на определенной улице только на сумму, которая ему выделена на определенный год.

Однако и это не решает всех проблем, связанных с условиями тендеров.

– Критерии, предъявляемые заказчиками, различаются в зависимости от значения дороги, – возмущается Ермек Абильдин. – Дошло до того, что заказчик не требует лицензии на устройство асфальтобетонного покрытия. Во время объезда, проведенного на прошлой неделе по нашей инициативе чиновниками, депутатами и членами общественного совета города, выяснилось, что у представителя ТОО “Армстрой” на руках есть технические паспорта от техники, а сама она, по его словам, находится в другом регионе. Как могут спецоборудование и его документы находиться в разных местах?!

По мнению предпринимателей, для того, чтобы качество ремонтируемых ими ежегодно дорог устраивало горожан, необходимо преодолевать возникшие проблемы сообща с народными избранниками и представителями исполнительной власти. Однако последние, судя по тому, что ни один из приглашенных на мероприятие чиновников на него не явился, не спешат делать шаг навстречу подрядчикам…

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров